Очень компактная, но невероятно насыщенная выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина хочет восстановить историческую справедливость и отдать дать художницам Монпарнаса, а заодно вспомнить прекрасную эпоху. Экспозиция, словно машина в фильме Вуди Аллена, переносит нас в Париж начала XX века.
На выставке представлены 50 картин, еще сто рисунков и 20 скульптур. Многое предоставлено частными коллекционерами и хранится в квартирах и шато, так что даже в Париже эти произведения искусства не так-то просто увидеть. Почти за каждым – вдохновляющая, а порой трагическая история женщин, которые поддерживали знаменитых художников, но что важнее – творили в один из самых ярких периодов в мировом искусстве.
Камиллу Клодель, известную спутницу и музу Родена, сопровождают в ее безумном бунте против мужского доминирования Анна Голубкина и Вера Мухина. Им отведен отдельный зал, сформированный как скульптурная мастерская.
Приятно увидеть в таком сонме звезд много русских имен. Эти женщины стали настолько самобытными участниками художественной и социальной жизни, что без них сложно представить Монпарнас. Например, стоит упомянуть художницу Марию Васильеву, кормившую половину художественной братии Парижа.
Одна из самых интересных частей выставки посвящена знаменитому артистическому кафе «Ротонда». Там можно было встретить всю богему Парижа. Например, Жанну Эбютерн, гражданскую жену Амадео Модильяни, повсюду ходившую за ним и вышедшую в окно после его смерти. И конечно, знаменитую певицу, натурщицу и музу Монпарнаса – Кики. Женщина, которую знал весь Париж, закончила всего один класс в школе, но когда взялась писать мемуары, предисловие к ним написал сам Эрнест Хемингуэй.
На выставке Кики предстает не только как модель, но и как художница. По такому случаю из Музея кино забрали портрет Сергея Эйзенштейна кисти Кики.
Гендерную тему свободного от предрассудков Парижа того времени кураторы тоже, конечно, не могли обойти стороной.
Небольшую работу Герды Вегенер «Похищение Европы», изображающую известный античный миф, населяют множество молодых прекрасных дев. Интересно, позировал ли для этой акварели муж Герды, Лили Эльбе, первый человек, сменивший пол.
Завершает экспозицию самый «мачистский» стиль – сюрреализм. Леонору Фини называли «Дали в юбке», хотя, по-хорошему, стоило бы Дали называть «Фини в штанах». Художница работала в стиле сюрреализм уже десять лет, когда там появился Дали.
«В экспозиции мы хотели собрать воедино галерею наиболее ярких образов из тех, кто в 1900–1940-х годах утверждал роль женщины в разных областях искусства, и показать их в самом насыщенном в те времена «центре притяжения» — парижском районе Монпарнас. Именно в это время и в этом месте в спорах и соперничестве, через насмешки и непонимание постепенно сложились основы привычного для нас сегодня отношения к женщине в искусстве», — говорит Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина и вдохновитель выставки.
Выставка «Музы Монпарнаса» будет проходить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина с 15 июля по 3 октября.