Откроется эта серия концертов25 октября: пианист Йенс Томас даст единственный концерт в Москве. Его новый альбом Speed of Grace (ACT Music, 2012) – возвращение года. После восьмилетней паузы музыкант представляет своего рода посвящение музыке австралийских хард-рокеров AC/DC.
Для альбома характерен не столько типичный шумный рок, сколько музыка, больше похожая на задушевные баллады. Музыка на Speed Of Grace – строго говоря, трио: фортепьяно, голос и труба на некоторых треках. Томасу понравилась идея пригласить духовые, это вылилось в сотрудничество с прекрасным финским трубачом Вернери Похьолу (Verneri Pohjola). Версии песен AC/DC на новом альбоме идут в разрез с традиционными ожиданиями слушателей – хард-рок превращается в лирическую камерную музыку, приглушенную до импрессионистических баллад. Томас объясняет, как это произошло: «Мой брат был настоящим фанатом AC/DC, и я долго следовал этому. Потом я на какое-то время потерял интерес, поскольку новые, типичные для хэви-метал, треки меня не особенно интересовали – до тех пор, пока я не услышал песню It’s A Long Way To The Top на одной вечеринке три года назад. Меня совершенно поразили ее интенсивность и почти шаманская энергия. Это подсказало мне идею сделать то же самое, но совсем другим способом. Конечно, затем прошло много времени и много экспериментов, прежде чем я сделал собственные песни». Буйный рок-гимн Highway To Hell фактически стал хрупкой, печальной ламентацией, а такие старые рок-номера, как The Jack, – освободились от любой стилистической нагрузки и получили совершенно новую, минималистскую форму.
Йенс Томас приезжает в Россию раньше всех своих коллег не случайно – он сопровождает Люка Персеваля и гастролирующий в Москве гамбургский театр Thalia, с которым сотрудничает уже несколько лет. В программе фестиваля «Сезон Станиславского» этого года два спектакля Персеваля – «Отелло» и «Вишневый сад».
Предложение режиссера импровизировать на рояле для постановки «Отелло» в Мюнхенском камерном театре пришлось очень кстати – Томас давно хотел попробовать себя в каком-то новом жанре. Премьера состоялась в 2009 году, но московский зритель увидит спектакль впервые. Работая в театре, музыкант обнаружил, что у него есть голос и развил собственный стиль пения – сочетание фальцета и обертонов с мощными басовыми рок-тонами. «Как все пианисты, я всегда подпевал про себя, но эмоциональная сила работы в театре вдруг вытолкнула мой голос наружу, на дневной свет, и я знал, что не смогу игнорировать эту форму выражения в дальнейшем», – рассказал музыкант.
Следующие два концерта, в Москве (29 октября) и в Нижнем Новгороде (30 октября) дают [em]-трио. Михаэль Вольны и его коллеги Эва Крузе и Эрик Шэфер (фортепьяно, контрабас и ударные) представляют из себя, казалось бы, классическое джазовое трио. Однако, [em] давно вышли за пределы консервативного жанра и превратили этот «заповедник» классики в инкубатор новаторских идей и актуальной музыки. Die ZEIT называет их «самым волнующим фортепьянным трио мира», а тележурнал 3sat Kulturzeit метко резюмирует: «[em] играют в своей собственной музыкальной лиге».
Трио пишет свою музыку, которая опирается не только на джазовую традицию, но и на европейскую симфоническую музыку – от Игоря Стравинского до Дьёрдя Куртага, а заодно на сумрачный символизм романтических поэтов и Drum&Bass начала XXI века. Короче говоря, «у этого фортепьянного трио – собственные законы» (журнал Stereo). Сам Вольны уже не первый раз гастролирует в России.
В начале ноября фанатов хорошего джаза ждут еще два сюрприза: трио Tuomi и настоящий ветеран немецкого джаза – Йоахим Кюн.
Финско-немецкая певица Кристина Туоми и ее коллеги, пианист Карстен Дерр и контрабасист Карлос Бика, приезжают с новым альбомом The Expense Of Spirit.
Композиции коллектива генеалогически восходят к романсу (точнее, к нем. Kunstlied, традиционной романтической поэме, положенной на классическую музыку), кельтским «балладам об убийстве» (murder ballad) и скандинавским народным песням – и, тем не менее, восхищают поп-фанатов. Tuomi играют уникальную смесь из великолепной песенной лирики и акустической камерной музыки, гастролируя по всему свету, от Европы до Африки и Азии. Стиль группы нельзя «разложить по полочкам»; меланхолический тон и оригинальная поэзия, от Шекспира до Эдгара Аллана По, приподнимают эту группу над мейнстримом. Все, что полагается делать аудитории, – слушать. Концерты пройдут 1 ноября (Москва) и 2 ноября (Нижний Новгород).
Йоахим Кюн, пожалуй, не нуждается в длинном представлении. Его профессиональная биография настолько обширна, что изложить ее кратко невозможно. За более чем тридцать лет, которые он трудится на сцене, не было почти ни одного стиля, к которому он не приложил бы в решающий момент руку пианиста. Верный роялю «Бехштейн», он связывает в своем соло элементы немецкой поздней романтики и французского импрессионизма с настоящей джазовой импровизацией. Карьера Кюна началась в 1960-е годы в ГДР, однако уже в 1966 году, после конкурса Гульды, молодой талант уезжает на Запад, сначала во Францию, затем в США и уже в 1980-е возвращается обратно в Европу. Среди музыкантов, с которыми работал Кюн, такие потрясающие имена, как Гато Барбьери, Дон Черри, Слайд Хэмптон, Фил Вудс, Жан-Люк Понти, Хумейр и Женни-Кларк, Рольф Кюн, Рэнди Брекер, Палле Миккельборг, Альберт Мангельсдорф, Джо Ловано, Кристоф Лауэр и Орнетт Коулман.
В 1996 году на лейбле Verve вышел его альбом «Трехгрошовая опера», записанный в сотрудничестве с Даниэлем Хумейром и контрабасистом Жаном-Франсуа Женни-Кларком. Альбом представляет собой обработку известной оперы Курта Вайля, он получил высокую оценку критики и удостоился премии. С 1990-х Кюн работает с произведениями Иоганна Себастьяна Баха и дает концерты с лейпцигским хором мальчиков Св. Фомы, кантором которого когда-то был прославленный немецкий композитор. В 2000-е Йоахим Кюн увлекается североафриканской музыкой. Этот интерес отразился в его альбоме Kalimba (2007), записанном совместно с марокканским мультиинструменталистом Маджидом Беккасом и испанским ударником Рамоном Лопесом.
Организаторы фестиваля: Немецкий культурный центр им. Гёте, агентство Improve и театр «Школа Драматического Искусства».
25 октября – Йенс Томас
29 октября (Москва) и 30 октября (Нижний Новгород) – [em]-трио
1 ноября (Москва), 2 ноября (Нижний Новгород) – трио Tuomi
3 ноября (Москва), 4 ноября (Нижний Новгород) – Йоахим Кюн