В Генте открылся образовательный центр Яна ван Эйка в соборе Святого Бавона, а знаменитый Гентский алтарь переехал на новое место.
Гентский алтарь – бесспорный шедевр Северного Возрождения, созданный в середине XV века братьями ван Эйк для собора Св. Иоанна Крестителя, ныне Св. Бавона. Грандиозный замысел – представить в алтаре универсальную картину мира, связь всего сущего и восхождение человека к совершенству – делает произведение не только безупречным по исполнению, но и уникальным по смыслу.
Теперь алтарь будет располагаться в часовне Причастия, которая ближе к первоначальному месту и просторнее, чем предыдущая.
В крипте собора появился образовательный центр, оснащенный по последним технологиями. На входе будут выдавать очки дополненной реальности, с помощью которых посетители перенесутся во времена, когда был написан алтарь братьев ван Эйков, и узнают его удивительную историю. Персональный виртуальный помощник проведет гостей от часовни к часовне, прежде чем все увидят главную цель посещения.
В 1980-х годах шедевр был перенесен из соображений безопасности из часовни Вейдта в Виллу – часовню, которая находилась недалеко от главного входа в собор.
С введением в 2005 году аудиогидов и увеличением туристического потока в капелле стало тесновато.
Новый проект реставрации собора должен был решить эту проблему, опыт посетителя необходимо было переосмыслить. Собор подвергся смелому и сложному процессу реставрации. Крипта была перепроектирована и стала отправной точкой посещения Гентского алтаря. Последние технологии призваны подготовить посетителей к встрече с алтарем.
Создатели проекта решили отделить сам алтарь от процесса презентации его истории и интерпретаций. Таким образом, ничего не должно отвлекать посетителя от созерцания. Предполагается, что в среднем новый центр будет принимать до трехсот человек в день, а одновременно перед алтарем смогут находиться от пяти до двадцати человек. Время пребывания в часовне не будут ограничивать.
Алтарь помещен в стеклянный бокс, который поддерживает определенную температуру. Также специально разработанные механизмы будут открывать и закрывать алтарь два раза в день.
С осени 2012 года идет реставрация знаменитого Гентского алтаря, в ходе которой были раскрыты удивительные факты, и часть из них полностью изменила представление о первоначальной задумке авторов. Так, например, под более поздним красочным слоем нашли совсем другой, более человекоподобный образ Агнца. Журнал Смитсониевского института описывает его черты «притягивающими взгляд, если не пугающе антропоморфными».
Но в некоторых моментах все стало сложнее. Надпись на алтаре, которая всегда вызывала вопросы, сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Однако в ходе реставрации определить, что именно написал Ян, а что – его брат, стало еще труднее. Нашлись свидетельства, что над алтарем работали другие художники, возможно, из мастерской братьев.