Музеи Московского Кремля населили сказочные герои: в темных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца мерцает самоцветами ювелирная эмаль, загадочно переливаются оперения сирин и жар-птиц, блестят глаза грифонов и лебедей.
Ключевой темой кремлевской выставки стало многолетнее сотрудничество Карла Фаберже и Федора Рюкерта. Если первое имя знают все, то второе – предмет интересного расследования. До недавнего времени имя московского мастера, «живописца по эмали» Федора Рюкерта было известно лишь узкому кругу посвященных.
А ведь именно мастерская Рюкерта многие годы создавала эмалевые произведения по заказу Карла Фаберже и других поставщиков Императорского двора. Ювелиры вдохновлялись старинными фольклорными мотивами и бытом и включали в изысканные наборы портсигаров и ножей для писем крестьянские черпаки, ковши и ларцы.
Мастера воспроизводили образцы древнерусского искусства, усольские эмали и старинные изделия из кремлевских мастерских. Порой тонкая стилизация в духе старины не имела прототипов, а была продиктована исключительно богатой фантазией живописца.
Как и сейчас, когда границы закрыты, так и на рубеже XIX – XX веков городские жители России, еще недавно увлекавшиеся всем французским, с пристальным вниманием стали разглядывать терема и закомары древних храмов, параллельно скупая предметы в духе так называемого нового русского стиля.
В двух залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца можно подробно изучить около четырехсот произведений из драгоценных металлов с эмалью русских ювелирных фирм ХIХ – начала ХХ столетия. Все экспонаты – из государственных и частных собраний России и Великобритании.
В экспозиции представлены, наверное, все возможные техники: перегородчатая и выемчатая эмали, эмаль по гильошировке и живописная. И в том числе – малоизвестная и крайне трудоемкая оконная эмаль, светящаяся, как средневековый витраж.
Удачным образом выставку дополняют полотна русских живописцев-любителей на темы, служившие вдохновением для ювелиров К. Маковского, И. Куликова, Ф. Сычкова, В. Верещагина, С. Соломко и Е. Бём.
И конечно, особое место отводится Васнецову, певцу былинной, сказочной Руси, с его богатырями, царевичами и царевнами. «Витязя на распутье» Рюкерт часто помещал на коробки и портсигары – сюжет раздумья всегда актуален.
Выставка продлится до 10 января 2021 г.