В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается масштабная выставка, посвященная трем мастерам Венецианского Возрождения: Тициану,Тинторетто и Веронезе.
В трех залах музея, Белом, на колоннаде и завершающем ее 20-м зале, с разлетом устроились рядом крупные работы живописцев, словно ведущих диалог. В едином пространстве представлены портреты и произведения на религиозную тематику – от полотен для частных заказчиков до многофигурных алтарных образов.
Экспозиция тщательно выстроена и очень удобна, особенно для тех, кто пока не очень хорошо различает трех великих венецианцев. После знакомства с ними таким образом, думаю, путаницы уже не будет.
На выставке представлены 23 полотна, многие из которых были созданы для церквей и покинули пределы Италии впервые. На произведениях Тициана, Тинторетто, Веронезе учились такие мастера XVII века, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт и Пуссен. Венецианцы перевернули подход к живописи, их композиции, колорит и страстность вдохновляли не одно поколение художников. Их методы намного пережили их самих.
Например, после тщательного изучения картин Веронезе специалисты с удивление обнаружили, что мастер наносил краски на холст сразу, без предварительного рисунка, практически а ля прима, предвосхитив тем самым даже импрессионистов.
Особое место на выставке занимает картина «Венера и Адонис», которую только недавно вписали в историю искусства. «Открытие» главного научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктории Эммануиловны Марковой полотна как принадлежащего кисти великого Тициана, стало настоящей сенсацией. Работа впервые экспонируется в России.
После недавней реставрации зрителю предстанет картина Паоло Веронезе «Воскресение Христа».
Выставка начинается шедевром Тициана «Саломея», которая расположилась во главе Белого зала и как магнит притягивает к себе. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии.
Вообще, как говорит посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, итальянские собрания крайне ревниво относятся к своим шедеврам и делятся очень неохотно. Посольство как всегда принимало очень активное участие в организации выставки. Если вспомнить, во многом именно посольству мы все обязаны таким событиям, как итальянские выставки Рафаэля и Пиранези.
Интересно, что в этот раз, делится директор музея Марина Лошак, осматривая выставку и реэкпонированное собрание самого музея, итальянские коллеги сами предложили ряд новых проектов.
К выставке вышел прекрасно оформленный каталог, а также планируется серия лекций в центре «Музейон».
С планируемыми в этом году выставками в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно ознакомиться в нашем материале.