Стивен Спурье, редактор журнала Decanter:

«У винной индустрии в России есть все шансы развиться, у потребителя есть все шансы получать удовольствие от вина. Но очень трудно сделать так, чтобы продукт дошел до потребителя, бюрократия мешает»

В конце октября в Москве прошла 1-я Московская международная выставка «Вино» (Moscow International Wine Expo 2011). Обозревателю журнала EUROMAG Анастасии Тарасовой удалось поговорить о перспективах российского виноделия и впечатлениях от России с известным британским винным экспертом и редактором журнала Decanter Стивеном Спурье.

– Как вы оцениваете перспективы российского винного рынка и возможность привить России культуру потребления вина?

– Я бы сказал, что это должно быть возможно, – просто посмотрите на количество пришедших сюда людей, на весь этот энтузиазм, на все, что здесь происходит... но ваше правительство, очевидно, не заинтересовано в этой отрасли, у него нет позитивного взгляда на потребление вина. У винной индустрии в России есть все шансы развиться, у потребителя есть все шансы получать удовольствие от вина. Но очень трудно сделать так, чтобы продукт дошел до потребителя, бюрократия мешает. Но так происходит не только в России, то же самое можно видеть в Индии...

– То есть мы, оказывается, не уникальны со своими проблемами? Это интересно. Что нам следовало бы сделать, у вас есть какой-то совет?

– Я не могу комментировать вашу политическую ситуацию. Элеонора Скоулз рассказывала мне о проблемах, которые здесь есть. Люди, желающие заниматься виноделием, платят деньги за оформление документов, ждут, но не получают возможности работать – слишком много коррупции. В Англии мне понадобилось бы всего 24 часа, чтобы оформить все нужные документы для компании, и я не платил бы за это. Понимаете?

– Есть такой популярный ныне мотив, что мы теряем местные небольшие винные хозяйства, где используется много ручного труда. Все пространство на рынке заняли крупные компании. Так ли это и что вы сами предпочитаете – вино каких производителей?

– Вы ошибаетесь. Мы вовсе не теряем небольшие хозяйства. Социальные условия меняются, но такие хозяйства остаются в Бургундии, Италии... Мы не теряем малых производителей! Просто, понимаете, все говорят о крупных производителях, брендах, как все говорят о «Роллс-ройсе» или «Феррари». Винное производство очень похоже на модную индустрию в этом смысле – есть крупные, хорошо разрекламированные компании, которые производят очень дорогую одежду. А есть маленькие, где делают дешевую одежду «на выброс», которую ни вы, ни я не надели бы. Между ними расположены средние производители, которые умеренны в ценах и уже не мусор. Для меня это и есть самая интересная часть винного бизнеса - как раз то, что происходит посередине.

– И последний вопрос: что вы думаете о терруаре юга России?

– Я пока не могу комментировать этот вопрос, поскольку у меня еще нет достаточного опыта, я первый раз в России. Я здесь познакомился с несколькими интересными людьми (показывает визитки), к примеру вот Александр Ставцев и Юрий Юдич [главный редактор журнала «Напитки» и генеральный директор ООО «Китмедиа» соответственно]… Я не могу комментировать терруар, поскольку у меня пока нет опыта относительно России, но у вас есть эти земли у Черного и Каспийского морей, земли, граничащие с Грузией... у вас есть все для прекрасного вина.

Я думаю, что, если правительство будет поддерживать эту отрасль, Россия сможет делать фантастическое вино... это дело 5–10 лет. Определенно. Я только что был на семинаре по аргентинским винам, его проводил Игорь Сердюк. Знаете, это потрясающе, каких результатов они добились за весьма короткий срок! Я уверен, что Россия может производить вино не хуже.