Три недели театра в Авиньоне

Авиньонский фестиваль был придуман режиссером и актером Жаном Виларом, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Его дом-музей совместно с фестивалем приготовил целую юбилейную программу на лето: выставки о самом Виларе и его сотрудничестве с выдающимися современниками - Антуаном Витезом, Шарлем Дюлленом, Жераром Филипом, Морисом Бежаром, Леоном Гишиа и другими, комментированное чтение его переписки с женой и его служебных записок и инструкций коллегам. Сам фестиваль пройдет в этом году с 7 по 28 июля.

Главным гостем авиньонского фестиваля в этом году станет Саймон МакБерни, а значит, в фаворе – русская жизнь и русская литература. Саймон МакБерни, создатель театра «Комплисите» (Complicite), известен российскому зрителю по постановкам пьесы о Шостаковиче «Шум времени» (2000, в Театре Моссовета – 2005). Для показа в знаменитом курдонере папского дворца в Авиньоне МакБерни выбрал «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Несколько лет назад он уже работал с текстом Булгакова «Собачье сердце», во время постановки оперы Александра Раскатова в Амстердаме (2010).

Другой именитый гость Авиньона – писатель, журналист и художник Джон Бергер. Бергер (р. 1926) – лауреат престижной Букеровской премии (1972) и премии Петрарки, известен как автор телепрограммы Ways of Seeing (1972, BBC) и одноименной книги, вдохновленной работой Вальтера Беньямина.

На фестиваль он привез свою работу From A to X («письма от А. к Х.»), сделанную совместно с дочерью Кейт Бергер – она перевела пьесу на французский. Джон Бергер, Саймон МакБерни и Жюльет Бинош прочтут ее 9 июля в парадном дворе папского дворца на три голоса. Пьеса состоит из любовных писем некой Аиды (Бинош) своему мужу Ксавьеру (МакБерни), сидящему в тюрьме по политическим мотивам (из контекста становится понятно, что он – террорист); письма предваряет вступление от автора, которое сам автор же и озвучивает.

По мнению организаторов, темы, которые Джон Бергер затрагивает как писатель, созвучны работам режиссера МакБерни, что подтверждает их многолетняя совместная работа. Созвучность, сопричастность (так, кстати, переводится название макберновского театра) – основная тема этого сезона, по замыслу кураторов фестиваля.

Вторая премьерная работа Бергера на фестивале – Lying down to Sleep («Укладываясь спать»), снова в соавторстве с дочерью – посвящена живописцу итальянского Возрождения Андреа Мантенье (1431–1506). Чтения будут проходить каждый вечер в 17:00 с 22 по 25 июля в капелле Кающихся Белого братства (Chapelle des Pénitents Blancs).

За поиск современных форм театрального искусства отвечает Найзисель, Брауншвейг и англичане Forced Entertainment из Шеффилда. Последние представляют собой авангард современного театра Великобритании. Артур Найзисель (Arthur Nauzyciel) покажет в Авиньоне «Чайку» Чехова, спектакли пройдут во дворе папского дворца каждый вечер 20–22 и 24–28 июля.

Штефан Брауншвейг поставил пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Представления пройдут во дворе монастыря кармелитов (Cloître des Carmes) 9–13 и 15–19 июля.

Завсегдатай фестиваля Кэти Митчелл привезет из Кёльна «Кольца Сатурна» Зебальда, а берлинец Томас Остермайер, известный российскому зрителю по работе в московском «Театре Наций», покажет «Врага народа» Генрика Ибсена.

Гамбургский театр Thalia и Николай Штеманн демонстрируют пьесу «Контракты купца. Экономическая комедия» (Die Kontrakte des Kaufmanns. Eine Wirtschaftskomödie) австрийки Эльфриды Елинек. Писатель, драматург и сценарист, Елинек стала известна после выхода в свет фильма «Пианистка» (2001), снятого по ее одноименному полуавтобиографичному роману.

Венгерско-французский хореограф Жозеф Надж, уже побывавший в 2006 году главным гостем Авиньонского фестиваля, в этом году приехал со своей работой «Дыхание» (Atem) на музыку Алена Маэ. Немецкое название постановки не случайно: Надж вдохновлялся стихами Пауля Целана и гравюрами Альбрехта Дюрера «Меланхолия», «Святой Иероним в келье», «Рыцарь, смерть и дьявол».

Помимо спектаклей в Авиньоне ежегодно проходят мастер-классы, кинопоказы, выставки, концерты. В этом году и в музыкальной программе фестиваля дважды упоминается прилагательное russe (русский): композитор, музыковед и брат Саймона МакБерни Жерар МакБерни привез свою программу, посвященную русской современной музыке (12 июля), а 20 июля состоится концерт «Диалог: Бах и русская музыка» (И. С. Бах, С. Губайдуллина, А. Шнитке).

Школа драматического искусства Национального театра Страсбурга (TNS) привезла в этом году свою студенческую работу «Евгений Онегин» (А. Пушкин, перевод Андрэ Марковича) под руководством Жана-Ива Руфа. 

Полную программу фестиваля можно посмотреть на сайте. Цена билета – от 14 до 40 евро.