Героини выставки: Мария Йозефа Эрменгильдо (1768–1845), урожденная принцесса Лихтенштейнская, супруга князя Миклоша II Эстерхази; Мария Терезия (1794–1874), супруга Пала III Эстерхази и леди Сара Фредерика (1822–1853), урожденная Чайлд-Виллерс, жена князя Миклоша III Эстерхази.
Некоторые комнаты западного крыла дворца Эстерхази, являвшиеся личными покоями принцесс, были исследованы перед открытием экспозиции в этом году. В первую очередь, интересен кабинет, украшенный уникальными шелковыми обоями. Здесь в 1810 году останавливалась Мария Людовика Моденская, жена австрийского императора Франца I (1792–1835). Историческая мебель XIX века, принадлежащая частному фонду Эстерхази, теперь размещена на выставке.
Резиденция Эстерхази в Айзенштадте – один из красивейших барочных дворцов в Австрии. Владения, принадлежавшие роду князей Эстерхази, расположены также в Форхтенштайне (Австрия), Лаккенбахе (Австрия), Братиславе (Словакия) и Фертёде (Венгрия).
За свое долгое существование дворец много раз подвергался перестройкам и обновлениям, чтобы угодить новым поколениям родовитых хозяев. Первоначальные постройки дворца относятся к позднему Средневековью – XIV веку, когда аристократическая фамилия Канижай поселилась в Айзенштадте. В XVII веке Пал I (1635–1713) перестроил замок: внешние стены средневековых построек были замурованы, а комнаты украшены росписями и лепниной. Для украшения дворца были приглашены итальянские мастера, работавшие при венском королевском дворе.
В XVIII веке комнаты дворца были опять обновлены по последней моде, для чего супруги Пал II Антал (1711–1762) и Анна-Мария, урожденная Лунати-Висконти, бывшая придворная дама Елизаветы-Шарлотты Бурбон-Орлеанской, пригласили ко двору лотарингских художников.
Брат Пала, князь Миклош I (1714–1790), который заработал прозвище «любитель роскоши», выбрал для себя другую резиденцию – дворец в Фертёде (Венгрия), и только князь Антал (1738–1794) снова поселился в Айзенштадте.
Следующая эпоха началась в жизни дворца при князе Миклоше II (1765–1833), пригласившем архитектора Шарля Моро. Тот, в свою очередь, привнес в облик дворца модный в ту пору французский неоклассицизм послереволюционного периода. Однако, Миклошу не удалось реализовать весь план по переустройству и расширению дворца и парка вокруг. Его тезка, Миклош IV, унаследовал замок в последней трети XIX века и переделал его в соответствии с современными представлениями о комфорте, в частности, провел электричество. А уже после Второй мировой войны в резиденции располагалось правительство земли Бургенланд.
В этом году во дворце располагаются еще две выставки, одна из которых посвящена композитору Йозефу Гайдну. В марте Австрия отпраздновала 280 лет со дня рождения композитора, а приуроченная к этому юбилею выставка оказалась настолько успешной, что ее решили продлить до конца года. Известно, что Гайдн служил капельмейстером у Эстерхази. Композитор провел в резиденции около 30 лет, в этот же период в Вене он познакомился с Моцартом. Экспозиция рассказывает не только о музыке и жизни Гайдна, но и о том, какова была опера в XVIII веке.
Вход во дворец на обе выставки стоит 13 евро, для детей до 16 лет – 6,5 евро. Комбинированный билет, который позволяет посетить в течение года несколько резиденций Эстерхази в Австрии (сюда входят замок Форхтенштайн, дворцы в Айзенштадте и Лаккенбахе, а также каменоломни св. Маргариты), стоит 36 евро, детям – 18 евро.