Разговор об этой выставке неотделим от рассказа об удивительной личности Мальро. Он родился в 1901 году и, можно сказать, был настоящим человеком XX века: знаменитый общественный деятель Франции, писатель, философ, страстный путешественник, первооткрыватель, участник движения Сопротивления, министр культуры.
Сокуратор выставки Марина Ильинична Свидерская сравнивает Мальро по темпераменту с Джеком Лондоном и Эрнестом Хемингуэем — личностями, захватывающими своей энергией, проживающими жизнь, как роман.
Выставка объединила более 200 экспонатов из 28 музеев мира, отражающих философско-культурологическую концепцию Мальро.
Согласно его идее, музей — это место, где произведения воспринимаются поверх исторических разломов и антагонизмов искусства, где Рембрандт соседствует с Тицианом, а византийские иконы — с портретами эпохи Возрождения.
«Сам Мальро пренебрегал традиционной систематизацией искусства, присущей науке», — говорит М. И. Свидерская. Он считал, что идея музея заключается в том, что произведение отрывается от породившей его почвы. Попадая в музей, оно оказывается в другом, значительно более широком контексте. Овободившись от всего, новое произведение вступает в диалог с произведением другой эпохи на одном уровне.
На выставке много африканского искусства. В концепциях Андре Мальро оно занимает особенное место. Он был в числе первых, кто открыл древнее искусство для европейского зрителя и воспринимал его не просто как исторический документ. Мальро доказал, что «европейское искусство, каким мы его знаем, замкнутый в себе и чрезвычайно короткий по продолжительности период, окруженный со всех сторон совершенно другим сознанием, начиная с первобытности и заканчивая восточным искусством всех видов». До него (Мальро — Примеч. Ред.) этого алгоритма не существовало.
Главная цель художественно-культурной системы Мальро — вписать в историю искусства l’arte modern (современное искусство). Мальро считал, что современное искусство — это не кризис и не упадок, а закономерный результат многовекового развития.
В соответствии со своей философией, Андре Мальро ищет закономерные соответствия в произведениях, отбросив их исторический контекст: скажем, изображения руки буддийского бодхисаттвы и аналогичной детали – руки святого на картине итальянского художника.
На выставке драгоценные произведения искусства, среди которых работы Франсиско Гойи, Пабло Пикассо, Эль Греко, показаны большими тематическими и историческими блоками: «Многоликая древность», «От сакрального к идеальному», «От идеального к реальному», «На пути к модернизму», где часто можно найти самые интересные соседства.
Читать придется много: экспозиция сопровождается цитатами Мальро и интересными текстами, подготовленными кураторами и проливающими свет на новаторскую концепцию автора и раскрывающими, что собственно искать в представленных работах. Таким образом, картины предстают слово иллюстрациями для идей знаменитого мыслителя. Все это очень приготится тем, кто хочет, как Мальро, увидеть в шедеврах разных эпох параллели и соотвествия, а также лучше понять современное искусство.
«Выставка дает уникальную возможность получить пирог из нескольких смыслов, и она стоит того, что посетить ее не один раз», – говорит директор музея Марина Лошак.
Выставка готовилась в течение двух лет. Главную роль сыграла куратор, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова. Открытие такой выставки — акт большого уважения и доверия к зрителю, способного переварить этот «пирог».