Выставка «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена» пройдет с 17.11.2014 по 15.02.2015 в Москве.
Выставка «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена» подготовлена в рамках Перекрестного года культуры Австрия–Россия.
Музей Альбертина обладает богатейшей в мире коллекцией графики, насчитывающей более миллиона рисунков и эстампов.
Это позволило создать экспозицию, которая дает представление об основных стилях, направлениях и техниках классического французского рисунка; показать, как в графике отражались разные художественные течения – от маньеризма и барокко до классицизма, романтизма и реализма.
В экспозиции можно увидеть примеры разных жанров, форм и типов рисунка: портреты, пейзажи, композиции на мифологические и библейские сюжеты, жанровые зарисовки, иллюстрации, подготовительные эскизы и этюды отдельных фигур и голов или же совершенно самостоятельные произведения.
На выставке будут представлены 84 работы крупнейших мастеров конца XVI – середины XIX века:Никола Пуссена, Клода Лоррена, Франсуа Буше, Жана-Батиста Грёза, Жана-Оноре Фрагонара, Гюбера Робера, Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа, Оноре Домье, Жана Батиста Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле.
Часть работ будет размещена в пространстве постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, что интересно как с точки зрения «взаимоотношений» между графикой и живописью, так и с точки зрения диалога коллекций двух музеев.
Это дает возможность сопоставить живописные и графические работы одного и того же мастера: увидеть их типологическую или стилистическую близость, индивидуальный «почерк» художника, который проявляется независимо от техники исполнения произведения.
Например, рядом будут расположены живописная композиция «Венера у Вулкана» Шарля-Жозефа Натуара (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и подготовительный этюд к ней; две версии одного и того же сюжета, выполненные Фрагонаром - картина, известная под названием «Шарманщица» («Савоярка»), и акварель из Альбертины «Девушка с сурком».
Самые ранние экспонаты выставки - работы Анонима Лекюрье и Пьера Дюмустье-дяди относятся ко второй половине XVI века, периоду расцвета особого жанра французского рисунка «карандашного портрета», основоположниками которого былиЖан Клуэ и его сын Франсуа.
Другая группа рисунков связана со «школой Фонтенбло», созданной итальянскими мастерами, работавшими над украшением замка Фонтенбло при королях Франциске I и Генрихе II. Французские художники работали вместе с итальянцами и учились на их произведениях. Маньеристический стиль мастеров этого круга – Мастер Флоры, Антуан Карон, Жан Кузен Младший – получил продолжение в творчестве представителей «второй школы Фонтенбло». На выставке представлены работы самого яркого и своеобразного художника маньеризма Жака Белланжа.
Влияние Италии прослеживается в работах Никола Пуссена и Клода Лоррена. Многие рисунки Никола Пуссена рождались во время прогулок в окрестностях Рима. На создание пейзажных зарисовок Клода Лорена вдохновляли ландшафты Римской Кампаньи.
Эти зарисовки, из которых художник создавал «идеальные пейзажи», были эскизами картин или самостоятельными работами. Альбертина обладает одной из самых значительных коллекций рисунков Клода Лоррена.
Пейзажную линию в искусстве XVII века продолжают листы Гаспара Дюге, находившегося под влиянием Пуссена. Творчество Пуссена во многом определило классическую составляющую во французском искусстве, в той или иной мере повлияв на представленных в экспозиции Франсуа Перрье, Жака Стелла, Шарля Эррара, Филиппа де Шампеня, Себастьяна Бурдона.
Симон Вуэ, современник Пуссена, придворный художник Людовика XIII, был значимой фигурой в художественной жизни Парижа. В мастерской Вуэ прошли обучение художники, которые сформировали характер французского рисунка середины и второй половины XVII века – Эсташ Лесюер, Пьер Миньяр, Шарль Лебрен.
Классицизм, основанный на дисциплине разума, тяготеющий к ясности и покою, становится господствующей тенденцией во Франции в середине XVII века. Особенно показательны рисунки Лесюера, прозванного «французским Рафаэлем». Работы Стелла и поздние рисунки Лорана де Ла Ира также выполнены в стиле классицизма.
В 70-х годах XVII века академический принцип превосходства рисунка и формы над колоритом был подвергнут сомнению. Рисунки Шарля де Лафосс с их живописными и цветовыми эффектами предвосхитили искусство XVIII века.
Французский рисунок XVIII века представлен в Альбертине особенно полно – более 1000 листов. Начало XVIII века характеризуется обращением искусства к более легкому и не столь величественному стилю. Примером этого являются две сангиныКлода Жилло из серии «Жизнь сатиров». Рисунки его ученика Антуана Ваттосангиной или «в три карандаша» (сангина, черный и белый мел), большей частью одиночные фигуры, обычно служили материалом для будущих композиций.
Франсуа Буше, центральная фигура эпохи рококо, был хорошо знаком с рисунками Ватто и многие из них воспроизвел в технике офорта. Собственные работы Буше на бумаге не уступают по значению его живописному наследию.
Достижения Жана-Батиста Грёза как рисовальщика, в том числе исполненные сангиной этюды женских головок, не менее значимы, чем его живописное творчество.
На выставке можно увидеть несколько рисунков Жана-Оноре Фрагонара, виртуозно исполненных кистью с размывкой.
В сангинах и акварелях Гюбера Робера, учившегося в Риме вместе с Фрагонаром, реально существующая архитектура, в основном знаменитые римские памятники, подвергаются художественному преображению и имеют более "живописный" вид, чем в действительности.
Французский рисунок XVIII века также представлен на выставке работами Иасента Риго, Жана-Батиста Удри, Франсуа Лемуана, Жака-Андре Портая, Шарля-Жозефа Натуара, Жана-Этьена Лиотара. Произведения ведущего мастера неоклассицизам Жака-Луи Давида, а также Пьера-Поля Прюдона и Луи-Леопольда Буальи, творчество которых связывает XVIII и XIX столетия, состовляют отдельную группу экспонатов.
Жан Огюст Доминик Энгр, учившийся в мастерской Давида, развивал в XIX веке «классическую» линию французского искусства. Хотя сам художник не считал рисование портретов серьезным занятием для исторического живописца, именно карандашные портреты Энгра (на выставке их два) составляют значительную часть его графического наследия.
Эжен Делакруа, лидер романтического движения, представлен двумя работами – иллюстрацией к пьесе Шекспира «Гамлет» и пейзажной акварелью.
Два рисунка Камиля Коро стилистически отличаются, иллюстрируя ранний и поздний периоды творчества пейзажиста.
«Портрет девушки» Оноре Домье, датируемый 1830 годом, считается одним из самых ранних из его рисунков.
Реалистическое направление в искусстве XIX века представлено работами Франсуа Милле, завершающими экспозицию.