Эмир Кустурица родился в 1954 году в Сараево, в то время — столице республики Босния и Герцеговина в составе Югославии. Эмир - настоящий любимчик крупнейших кинофестивалей Европы: в его арсенале уже есть и венецианский лев, и берлинский медведь. Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды завоёвывавшим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста; позже это достижение повторили Сёхэй Имамура, братья Дарденн, а также Михаэль Ханеке).
Картины Кустурицы неизменно покоряют уникальной атмосферой, национальным колоритом и прекрасной музыкой, которая после просмотра еще не один день звучит в голове. Они всегда очень человечны и заставляют смеяться сквозь слезы.
«Время цыган» (1988)
«Время цыган» («Дом для повешения») - культовая работа режиссера. Картина стала первым обращением режиссера к ставшей знаковой для него цыганской теме, а также первым фильмом о цыганах на цыганском языке.
Еще одной находкой ленты стала музыка Горана Бреговича, которая потом еще долго будет ассоциироваться с картинами Кустурицы. Этой музыкой каждый год открывается официальная программа Каннского кинофестиваля. Кстати, режиссер сотрудничал с композитором и в следующих двух своих фильмах.
За «Время цыган» Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру.
«Аризонская мечта» (1993)
Во время работы Эмира Кустурицы в Колумбийском университете его студент Дэвид Аткинс написал сценарий, который лег в основу на данный момент единственной голливудской картины режиссера. Финансово фильм был неудачным. На создание картины ушло очень много времени – у Эмира развилась депрессия на фоне начавшейся войны в его родной Югославии.
И, несмотря на «звёзд» американского кино (Джонни Деппа и Фэй Данауэй) и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, лента провалилась в прокате, хотя до сих пор считается критиками и киноманами одной из лучших работ режиссера.
«Андерграунд» (1995)
Эта фантасмагорическая лента-притча снята по сценарию знаменитого югославского драматурга Душана Ковачевича.
Недолгий голливудский период режиссера закончился, и в это неспокойное для Югославии время Кустурица вернулся на родину.
Фильм «Андерграунд» рассказывает об оторванных от жизни подпольщиках-антифашистах. Они продолжают свою деятельность, несмотря на то, что Вторая мировая война давно закончилась.
«Черная кошка, белый кот» (1998)
В ленте «Черная кошка, белый кот» Кустурица вновь возвращается к цыганской теме. Но в отличие от «Времени цыган», это комедия, хоть и грустная.
Этот немного сюрреалистический фарс рассказывает о безумной свадьбе вот-вот грозящей превратиться в похороны.
Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля, но не получила главный приз, хотя Кустурица был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу.
«Жизнь как чудо» (2004)
В этой ленте Эмир Кустурица после долгого творческого тайм-аута вновь обращается к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии.
Картина был представлена на 57-м Каннском кинофестивале, но получила лишь приз французской системы образования. Также за «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен французской премии «Сезар».