Сегодня исполняется сто лет со дня рождения одного из великих гуманитариев второй половины XX века – Юрия Михайловича Лотмана.
Знаменитый культуролог, семиотик и литературовед, неутомимый исследователь русского языка, чьим учеником себя считал, например, Умберто Эко, родился 28 февраля 1922 в Петрограде в еврейской семье. Со второго курса ушел на фронт и прошел всю Великую Отечественную войну в качестве связиста.
После окончания университета в 1950 году Лотман из-за своей национальности, несмотря на блестящие фронтовые характеристики, не смог получить распределения в родном городе и отправился в эстонский Тарту.
Лотман — один из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, основоположник Тартуско-московской семиотической школы. Невероятно простой в быту, но интеллектуал до кончиков ногтей, он стал настоящим городобразующим человеком Тарту и легендой культурной жизни города.
Юрий Михайлович Лотман был не только энциклопедически образованным человеком, но и блестящим рассказчиком. Записанный с ним в конце 1980-х цикл «Беседы о русской культуре» по праву считается золотым фондом эстонского телевидения. При жизни Юрий Михайлович был членом нескольких академий наук в разных странах, издал несколько знаковых трудов по исследованию и анализу художественных текстов и проблем киноэстетики. Также получили известность его комментарии к роману Пушкина «Евгений Онегин».
Тарту в этом году будет праздновать юбилей Лотмана в том числе публикацией семейной переписки. В честь юбилея в Эстонском национальном музее в Тарту открылась выставка «Путешествие в семиосферу Лотмана», которую можно посетить до 20 апреля.
Цитаты Юрия Михайловича Лотмана
«Норма не имеет признаков. Это лишенная пространства точка между сумасшедшим и дураком».
«Информация — исчерпание некоторой неопределенности, уничтожение незнания и замена его знанием. Там, где незнания нет, нет информации»
«Культура есть память»
«История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу».
Из «Бесед о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»
«Искусство — самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации».
«Свобода — это не только отсутствие внешних запретов. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними культурными запретами».
«Я могу соврать, но я не совру», «я могу оскорбить другого..., но я этого не сделаю».
Из «Бесед о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»
Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов. Аристократической простоте движений людей «хорошего общества» и в жизни, и в литературе противостоит скованность или излишняя развязность (результат борьбы с собственной застенчивостью) жестов разночинца.
Из «Бесед о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»