Открытие Eataly в Москве, почти как Cos, окружено мистификациями. Новости о появлении гастрономического проекта появились еще три года назад, в январе 2014, но красную ленточку так никто и не перерезал. Долгое время об Eataly не говорили, но недавно Юрий Тетров, совладелец российской франшизы, заявил, что Eataly откроется в марте этого года.
Компания Eataly была основана итальянским предпринимателем Оскаром Фаринетти в Пьемонте в 2004 году. Сейчас гастробутики сети есть по всему миру. В первую очередь Eataly — это итальянские продукты: паста, овощи, вино. Ты можешь выбрать продукты на рынке, тут же съесть их в ресторане или унести домой – как больше нравится.
Несомненно, сейчас Eataly попадает в модную струю. Рынки, такие как «Фермерский базар» в «Цветном», который называют главным конкурентом итальянской франшизы, и тот же Даниловский по-прежнему популярны. Каждое лето в Москве проходят гастрономические фестивали, и фраза: «Давай забежим на рынок за итальянской пастой» уже не кажется никому странной.
В то же время экономическая ситуация остается прежней. Непонятно, как — и стоит ли вообще — делать ставку на итальянские продукты. Сложности импорта в любом случае скажутся на стоимости, а Eataly — это бюджетный, массовый проект. Если в России над ним пока витает флёр элитарности и новизны, то в Италии ничего такого нет — да, вкусно, но для всех. И находится где-нибудь поближе к железнодорожной станции — можно заскочить после работы, купить что-нибудь и поехать домой.
Насколько московский гастробутик повторит итальянскую идею и какие продукты мы увидим на полках, можно будет оценить только после открытия. Юрий Тетров обещает, что средний чек в московском Eataly составит 700 рублей.
В любом случае, Eataly — проект очень важный. Он не только про вкусную еду, но и про культуру питания, про то, что полезное и натуральное не должно стоить дорого, и про осознанное отношение к здоровью. В гастробутиках соблюдается концепция слоу-фуд, тоже рожденная в Турине.
В противовес фастфуду, слоу-фуд — за осмысленное и медленное потребление натуральных продуктов. Международная организация Slow Food представлена в 132 странах, в том числе и в России. Символ «слоуфудовцев» — улитку — можно увидеть на дверях многих прекрасных ресторанов.
Выставки и фестивали под эгидой слоу-фуд популярны на Апеннинах, но в других странах вытащить людей, особенно детей и подростков, из «Макдональдса» и научить их правильно питаться — трудная задача. Открытие Eataly должно этому поспособствовать.