Московский магазин открылся еще в начале мая, но работал в тестовом режиме, хотя большинство продуктов уже были в продаже. На экскурсию для журналистов, которая состоялась за день до официального открытия, из Италии приехал Оскар Фаринетти, основатель Eataly.
Как и многие итальянские компании, Eataly – это семейная история. Вместе с Оскаром и его партнером по бизнесу Лукой работает сын Оскара Франческо. Компания появилась в 2004 году в Пьемонте, и это тоже кажется неслучайным. Пьемонт – родина движения Slow Food, которое борется за разумное «медленное» потребление и качественные продукты. Интересно, что в московском Eataly продается MoleCola – кока-кола из Турина, которую почти не встретишь в других городах Италии.
Российскую франшизу приобрел Юрий Тетров, совладелец компании «НТК Таун ресторанс», которая занималась развитием бренда Lavazza. Кофе Lavazza в Eataly выпить, кстати, можно – в магазине открыта итальянская кофейня.
Концепция
Как утверждают в Eataly, московский магазин – второй в мире по величине. Первый – вероятно, четырехэтажный римский. Размах московского Eataly и правда впечатляет: целый этаж нового торгового центра «Киевский» занимает магазин, несколько тематических ресторанов и кафе, шесть отделов с собственным производством свежих сыров, пива, мороженого, хлеба и сладостей, а также кулинарная студия.
Как сказал Оскар Фаринетти, 80 процентов продуктов московского Eataly – итальянские. Исключение – овощи и фрукты, рыба, мясо и некоторые деликатесы. Например, здесь можно встретить совсем неитальянскую сушеную оленину или икру.
Главная проблема – конечно, сыры и колбасы. Многое, в том числе пармезан и салями, привезти не позволяет продуктовое эмбарго.
Все остальные сыры, представленные в Eataly, в том числе и моцарелла с бурратой, – собственного производства. Также есть фермерские российские сыры и колбасы.
Твердые сыры дозревают прямо в магазине, в специальной «сырной» комнате.
Во всех отделах, за исключением пивного, за процессом производства следят опытные итальянские технологи.
У каждого Eataly – своя дизайнерская тематика. В Москве – литература и искусство. Заметить это, правда, не так просто.
Разве что, отвлекшись от созерцания розовых помидоров, с удивлением обнаруживаешь, что на тебя смотрит портрет Есенина. В другом небольшом коридоре – фотографии со знаковыми для Eataly событиями. Среди них – открытие первого магазина в Турине, партнерство со Slow Food, магазины в Нью-Йорке и Стамбуле. На одной фотографии – 2011 год – Оскар Фаринетти с моряком Джованни Солдини. Вместе они проплыли под парусом из Генуи в Нью-Йорк – о своем путешествии Фаринетти написал книгу.
Eataly для всех
Сам Оскар несколько раз повторяет, что он чувствует себя посланником Италии и горячо рассказывает о дружбе между нашими странами. Девиз Eataly – «Ешь лучше – живи лучше». Также на презентации для журналистов часто звучит фраза, что Eataly – это для всех.
Средний чек на продукты – 600-800 рублей, однако, когда под одной крышей собраны и мясо, и рыба, и оливки, и вино, эта сумма становится очень условной. В Eataly можно найти пасту за 300 рублей, шарик моцареллы за 200, нарезку прошутто за 250. Килограмм твердого сыра в среднем стоит 2 000 рублей. В целом, итальянские магазины Eataly кажутся более «массовыми», рассчитанными на широкий круг покупателей, чем российский гастробутик. Кажется, что типичный клиент московского Eataly – ценитель итальянской кухни, который был не только в Риме и Милане, но и, скажем, в Апулии. Он знает, за что платит. С другой стороны, Eataly – прекрасное место, чтобы тот, кто Италию не знает, мог с ней познакомиться.
Интересно, что как и некоторые итальянские магазины, Eataly открыт около вокзала. Римский Eataly находится рядом со станцией «Остиенсе», миланский – рядом с «Порта Гарибальди». В Италии такое соседство вполне оправдано: заскочил после работы за вином и продуктами и поехал домой в пригород. В Москве виды на Киевский вокзал немного убивают итальянский настрой. Впрочем, все окупается величиной помещения.
Что купить
Вина в Eataly, разумеется, итальянские. Из регионов стандартно – в основном Пьемонт, Венето, Тоскана, Сицилия. Есть апулийское примитиво – от 800 рублей за бутылку. За 550 рублей можно купить «вино либеро» – столовое вино, которое наливают в фирменную «крафтовую» бутылку (она стоит 80 рублей). На звание великолепного оно, конечно, не претендует, но для посиделок с друзьями вполне подойдет.
Стоит заглянуть в отдел со свежими сырами. Несколько лет назад в «Глобус Гурмэ» во «Временах года» появилась сыроварня с «настоящим» итальянцем. В Eataly итальянцы только обучали российских сыроваров – впрочем, получилось не хуже, чем в «Глобусе».
Помимо моцареллы, в Eataly делают качотту, скаморцу и рикотту.
Жарким летом возьмите в Eataly бутылочку кинотто (Chinotto) – газированного напитка из экстракта померанца. Кинотто можно пить просто так, добавив лед, а можно использовать его для коктейлей.
Ну и, конечно, паста. Есть известная Barilla – ее, наверное, в Eataly покупать не стоит, в «Пятерочке» дешевле и ничуть не хуже. Зато обратите внимание на свежую пасту – равиоли или, например, феттучини.
Также в Eataly можно выбрать хороший подарок – помимо продуктов, в магазине представлены косметика и кухонные принадлежности из Италии.
Что попробовать
В Eataly несколько ресторанов и кафе – в том числе небольшой рыбный ресторанчик, винный бар, пивной ресторан, ресторан пасты и пиццерия. В пивном подают крафтовое пиво и бургеры. Этим в Москве уже не удивишь, но в Eataly и правда вкусно. Стоимость бургера – около 600 рублей. Обязательно стоит попробовать пасту и пиццу – и про то, и про другое хочется сказать «как в Италии». И не просто в Италии, а в маленькой траттории где-то на задворках Неаполя, куда ты забрел случайно, и вот уже радушная синьора ставит перед тобой графин с домашним вином и приносит ароматную пиццу, которую сделал ее сын.