Европейские музеи не могут вернуть России принадлежащие ей экспонаты.
Показ выставки-блокбастера «Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства» в Фонде Louis Vuitton в Париже с момента ее открытия в ноябре посмотрело более миллиона человек. В экспозиции участвуют картины Пикассо, Гогена, Ренуара и Ван Гога, а также некоторых известных российских художников. Собрание, которое никогда прежде не видели за пределами России, настолько важно для страны, что президент Владимир Путин лично подписал разрешение на отправку работ во Францию.
В другие времена работы были бы упакованы и возвращены в российские музеи после закрытия выставки, которое запланировано на 3 апреля. Теперь же из-за санкций неясно, когда эти картины вернутся домой.
Жан-Поль Клавери, специальный советник Бернара Арно, председателя LVMH, конгломерата предметов роскоши, который создал и управляет Фондом Louis Vuitton, сказал The New York Times, что кураторы из трех крупнейших музеев России, которые обычно наблюдают за вывозимыми работами, возможно, не смогут добраться до Франции из-за постоянно меняющихся ограничений на полеты из России.
Большинство европейских стран запретили российским авиакомпаниям входить в свое воздушное пространство, в то время как многие европейские перевозчики приостановили полеты в Россию и из России.
Однако более сложным, чем то, как российские кураторы могли бы добраться до Парижа, остается вопрос о том, как можно безопасно вернуть работы. Клавери сказал: «Возможно, нам придется поместить работы на хранение в посольстве или в надежном сейфе, который у нас есть в Фонде». Он добавил: «Безопасность картин – наша единственная цель».
«Коллекция Морозова» – не единственная громкая выставка, сталкивающаяся с этими дилеммами. Музей Виктории и Альберта в Лондоне выставил 13 экспонатов из российских музеев на своей выставке, посвященной ювелиру Фаберже, которая продлится до 8 мая.
В музее V&A отказалась подробно объяснить, что произойдет с 13 экспонатами, когда выставка закроется. А представитель министерства культуры Великобритании сообщил по электронной почте, что оно «будет работать с V&A, чтобы выяснить, как мы можем вернуть яйца Фаберже в Россию в необходимый срок».
Российские музеи также сталкиваются с подобными проблемами.
В начале марта представители Эрмитажа написали нескольким итальянским музеям письма, в которых говорилось, что в соответствии с приказом Министерства культуры России оно отзывает все экспонаты по всему миру к 31 марта.
Затем музей заявил, что «учитывая проблемы безопасности и логистики», он все-таки не будет отзывать работы.
Как пишет The New York Times, правительства и музеи не хотели бы создавать прецедент, отказываясь отправлять произведения искусства обратно, поскольку это «нарушило бы всю систему» международных займов, сказал Рид. Картины в Фонде Louis Vuitton, например, подпадают под действие французского закона, известного как arrêté d'insaisissabilité, который защищает культурные объекты от захвата иностранным правительством.
Правительства Австрии, Великобритании, Нидерландов и Испании попросили культурные организации пока не сотрудничать с российскими государственными музеями, даже если они планировали выставки с ними в течение многих лет.