Полотно флорентийского живописца Чимабуэ нашла на своей кухне пожилая француженка, после чего оно ушло с молотка за €24 млн.
Теперь французским властям нужно найти деньги, чтобы выкупить картину.
Как говорится в заявлении министерства культуры Франции, его глава по рекомендации комиссии по национальному достоянию запретил экспорт картины на срок до 30 месяцев.
Министерство за это время планирует собрать €24 млн и выкупить работу, чтобы повесить ее рядом с другой картиной Чимабуэ в Лувре.
"Осмеяние Христа" - шедевр периода проторенессанса. Ее автор, художник, известный под псевдонимом Чимабуэ ("Быкоголовый"), считается одним из важнейших живописцев того периода.
Картина предположительно была написана в 1280-х годах.
Работу Чимабуэ нашли в доме пожилой женщины в городе Компьень в 90 км к северу от Парижа. Она висела над плитой на кухне. В октябре полотно продали на аукционе за €24 млн.
"Осмеяние Христа", небольшая картина размером 20,3 на 28,5 см, была обнаружена аукционисткой Филоменой Вульф, приехавшей в Компьень, чтобы провести инвентаризацию дома.
Хозяйка дома, женщина старше 90 лет, переехала в дом престарелых, а сам дом предполагалось выставить на продажу, сначала описав все вещи в нем. Сделать это должна была Филомена Вульф. Она заметила работу над плитой недалеко от входа в гостиную. Хозяйка думала, что работа Чимабуэ - это русская икона, потемневшая от времени.
Эксперты из Парижа установили, что работа подлинная, и полотно выставили на аукцион. Имя покупателя не назвали, но французские СМИ пишут, что картину купили двое коллекционеров итальянского ренессанса, живущих в США.
Чимабуэ был первым итальянским художником, отошедшим от формального "византийского" стиля живописи в сторону реализма. Нетрудно понять, почему владельцы картины приняли ее за икону - как и иконописцы, Чемабуэ писал на золоченых деревянных досках.
Чимабуэ, как считается, был учителем Джотто ди Бондоне, еще одного основоположника проторенессанса.
"Осмеяние Христа" - составная часть более крупной работы из восьми сцен, изображающих страсти Христовы. Таких частей уцелело три, две оставшиеся хранятся в национальных галереях в Лондоне и Нью-Йорке.