В эти выходные произошло то, чего так долго ждали москвичи. Закончилась длительная реконструкция на Болотной набережной: заброшенное здание электростанции на острове Балчуг под чутким руководством всемирно известного гения архитектуры превратилось в белого лебедя – Дом культур ГЭС-2. Его появлению мы обязаны фонду современного искусства V–A–C.
Кажется, у масштабного проекта ГЭС-2 много общего с музеем «Гараж». Оба без ума от современного искусства и больше, чем место для экспозиции, тут и библиотека, и кинотеатр, и гастрономия. Они созданы на деньги российских миллиардеров, а их здания, согласно последним веяниям, не возведены с нуля, а бережно восстановлены почти из руин культовыми архитекторами. В случае ГЭС-2 – это основатель стиля хайтек и автор Центра Помпиду – Ренцо Пьяно, «Гараж» занимался голландец Рем Колхас.
Но если «Гараж» позиционирует себя как музей, то дом фонда V-A-C ощущает себя междисциплинарным центром, местом встречи людей и мнений, пространством преображения жизни в искусство. В том числе поэтому, вход в ГЭС-2 будет бесплатным, всегда.
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Мавика настаивает, площадка не музей, а что-то принципиальное другое. Сама Тереза – итальянка с безупречным знанием русского, страстно влюбленная в искусство выпускница неаполитанского Восточного университета по специальности политология — приехала в СССР зимой 1989 года. «Не спрашивайте меня, почему я тут осталась, ответа у меня нет», – заявила она в интервью газете «Ведомости». С 2005 по 2008 год Тереза руководила московским фондом «Современный город» — экспериментальной площадкой, помогавшей в профессиональном становлении молодым кураторам и художникам. В 2009 году совместно с Леонидом Михельсоном основала некоммерческий фонд современного искусства V–A–C. Весной 2017 года в Венеции в Палаццо Дзаттере открылось пространство фонда. С 2016 года – член экспертного совета Европейской биеннале современного искусства «Манифеста». В 2019 году Тереза получила российское гражданство.
Здание как искусство
Здание ГЭС-2 – бывшая электростанция, построенная в в 1907 году на Болотной набережной в центре Москвы.
В 2014 году фонд V–A–C приобрел электростанцию вместе с двумя гектарами прилегающей территории и доверил бюро знаменитого архитектора Ренцо Пьяно разработать проект нового городского культурного пространства.
Здание было решено выпотрошить, заменить все ветхое и разрушенное и словно вывернуть наизнанку: согласно своей концепции, которая была осуществлена Пьяно в том числе в центре Помпиду. Многие коммуникации, лифты, трубы, здесь не стыдливо спрятаны, а гордо красуются у всех на виду. Как известно, чаще проще и дешевле построить новое, чем перестраивать старое, так вышло и здесь. Реконструкция здания обошлась в огромную сумму, а траты часто появлялись, откуда не ждали. Например, пришлось покупать специальные домкраты, чтобы приподнять все здание и поменять фундамент. Но основная задача Ренцо Пьяно была, по возможности, максимально сохранить постройку.
От первой и пока единственной постройки Пьяно в России захватывает дух, изнутри она поражает своей прозрачностью и легкостью, возникает ощущение, что находишься внутри скелета огромной доисторической рыбы.
Пересмотрена и сама экологическая философия здания. Создатели не стали ограничиваться высадкой березовой рощи. На прозрачной невероятно красивой крыше здания, разработанной инженером Николаем Сушкиным при участии Владимира Шухова, были установлены солнечные панели (остается надеяться, что в Москве будет больше солнечных дней). Интересно также, что синие трубы, взмывшие вверх на высоту 70 метров, не выбрасывают в атмосферу грязный воздух, как было в начале XX века, а наоборот, забирают его, очищают и распределяют по зданию, являясь по сути его «легкими».
Рядом с основным зданием раскинулись помещения под говорящим названием «Своды», там устроили мастерские и студии художников. Богатая коллекция фонда V–A–C переедет в открытое для посетителей хранилище.
Рагнар Кьяртанссон, Санта Барбара, 2021-22, продолжительный перформанс. Режиссер: Аса Хельга Хьорлейфсдоттир. Постановка перформанса и производство: Lorem Ipsum. Работа создана по заказу и произведена фондом V–A–C, Москва. Предоставлено художником, галереей Luhring Augustine, Нью-Йорк, и галереей i8, Рейкьявик. Авторы оригинального сериала Бриджит и Джером Добсон.
Что там сейчас происходит
Свой первый сезон ГЭС-2 открывает проектами, отражающими трансформацию российской культуры за последние десятилетия. Центральное пространство превратилось в съемочную площадку до боли знакомого сериала «Санта-Барбара». В 90-х сериал стал не только самым долгим и успешным проектом на российском телевидении, но и служил окном в новую, красивую капиталистическую «реальность». Успех сериала в новой России был колоссальным и, похоже, немало удивил самих создателей.
По задумке автора проекта, исландского художника Рагнара Кьяртанссона каждый день на специально оборудованной площадке при участии профессиональных актеров и съемочной команды в центре ГЭС-2 будет пересниматься по одной серии мыльной оперы. Снимать все будут с одного дубля, без возможности что-то поменять. Таким образом живая ткань ГЭС-2 с его посторонними звуками также войдут в финальный проект.
Еще два проекта, которые открывают новый дом культуры – групповая выставка «В Москву! В Москву! В Москву!» и мультиформатный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех», который состоит из экспозиции, серии стендап-выступлений и танцевальных перформансов.
Один выставочный сезон будет длиться примерно полгода, параллельно жизнь центра обогатится арт-резиденциями, образовательными и кинопроектами, а также новым гастрономическим рестораном, как известно, высокая кухня тоже может быть искусством. Здесь будут рисовать, петь, танцевать, снимать кино и готовить.Так что действительно ГЭС-2 создан, чтобы формировать новую оптику на искусство вне дисциплинарных границ.