Российский миллиардер Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «Новатэк», на пресс-конференции в ТАСС заявил о планах открыть новое культурное пространство ГЭС-2 уже в сентябре 2020 года.
Пока же стройка в центре Москвы идёт полным ходом. Заброшенное здание ГЭС-2 на острове Балчуг будет преобразовано в хранилище для обширного собрания современного искуссства фонда V–A–C и площадку для выставок, перфомансов и образовательных программ. Комплекс также будет включать библиотеку, актовый зал, художественные резиденции, мастерские и даже студию звукозаписи.
Как все начиналось
В 1907 году на Болотной набережной на острове Балчуг в центре Москвы была построена электростанция ГЭС-2.
В 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой был учрежден фонд V–A–C.
В 2014 году фонд V–A–C приобрел электростанцию вместе с прилегающей территорией, всего два гектара, и доверил архитектурному бюро знаменитого архитектора Ренцо Пиано разработать проект нового городского культурного пространства.
ГЭС-2 в цифрах
40 000 м2 – общая площадь пространства ГЭС-2, которое состоит из пяти частей: фронтальное здание, основное здание, правый и левый ризалиты, актовый зал.
8 000 м2 отведены под выставочные пространства, где будут проходить выставки современного искусства, а также будет экспонироваться коллекция фонда V-A-C.
Ещё 2 000 м2 из них отдадут под мастерские и резиденции художников. Так называемые «Своды» – это бывшее здание складов водочной фабрики Ивана Смирнова.
Московский дом V–A–C откроется в сентябре 2020 года проектом исландского художника Рагнара Кьяртанссона.
??? – одни из главных цифр – суммы инвестиций – пока не озвучиваются.
Что такое V-A-C
Коллекция фонда V–A–C постоянно развивается и включает работы как молодых художников, так и признанных мастеров, отечественных и иностранных: Алигьеро Боэтти, Марселя Бротарса, Фрэнсиса Бэкона, Уэйда Гайтона, Наталии Гончаровой, Арсения Жиляева, Василия Кандинского, Люси Маккензи, Амедео Модильяни, Майка Нельсона, Зигмара Польке, Бриджет Райли, Герхарда Рихтера, Джеймса Ричардса, Кирилла Савченкова, Эгона Шиле и многих других.
Весной 2017 года в Палаццо Дзаттере было открыто венецианское пространство фонда V–A–C. Историческое здание на набережной Дзаттере с видом на канал Джудекка было полностью отреставрировано и готово к приему выставок.
Фонд, существующий уже десять лет, до сих пор не имел собственного пространства в России. Пока Леонид Михельсон не увидел здание электростанции на острове Балчуг и не влюбился с первого взгляда.
Трудности его, далеко не новичка в строительном деле, тогда не испугали. Сейчас российский миллиардер признается, что примерная смета, которую он себе представлял, выросла уже вдвое: «Я в первый раз узнал, что такое перестраивать здание. Строить и перестраивать – это два принципиально разных процесса».
В частности, одной из сложностей стал старый фундамент. Чтобы основание здания вынесло тяжесть стеклянного перекрытия и новые солнечные батареи, пришлось поднимать его целиком на домкратах и делать новый фундамент.
Михельсон отмечает, что увеличение расходов того стоило, ведь здание бывшей электростанции будет соответствовать последним экологическим трендам: рационально потреблять энергию с помощью солнечных батарей, а также системы сбора и повторного использования дождевой воды.
Первая московская площадка V–A–C откроется масштабным проектом исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Известно, что отправным пунктом станет сериал «Санта-Барбара» — первая западная мыльная опера и одновременно — самая длинная на постсоветском телевидении. Сериал известен еще и тем, что начало показа, 2 января 1992 года, в точности совпало со стартом стремительной экономической децентрализации и первых рыночных реформ в стране, то есть с пересмотром устоявшихся экономических и культурных координат.
При чем тут Достоевский
Сам мэтр, архитектор Центра Помпиду в Париже, лауреат престижной Притцкеровской премии Ренцо Пиано приехал в Москву, чтобы лично презентовать проект. Он подчеркнул, что ГЭС-2 – не музей: «Мне всегда нравилось создавать пространства, где люди могли бы встречаться и обмениваться эмоциями. Еще больше мне нравится, когда такое пространство появляется на месте бывшей электростанции. А если все это происходит в центре Москвы, на берегу реки, радости и энтузиазму нет предела».
Архитектор считает: проектируя выставочное пространство, важно помнить, что для восприятия искусства нужна тишина – как визуальная, так и звуковая. Однако всё же важно думать и о красоте. Он цитирует Достоевского: «Но даже если красота не спасет весь мир, как верил князь Мышкин, она способна спасти очень много людей».