Сложно представить себе скандал в книжном магазине. Но он разгорелся вокруг трех книжных полок в самом центре Берлина. Крупнейшая в Германии сеть книжных магазинов Thalia сдала в аренду китайский отдел литературы самому Китаю. Таким образом книги о стране оказались строго отобранными властями. Клиенты посчитали, что это лишает их возможности самим формировать мнение и походит на пропаганду.
Все началось с обычного визита в книжный магазин синолога Моники Ли, которая и обнаружила некую, мягко говоря, несбалансированность в китайском отделе магазина.
К несчастью книжного магазина, Моника оказалась не только специалистом по Китаю, но и активной пользовательницей социальных сетей.
Она обратила внимание, что на полках представлены только китайская лирика, книги о китайском новом годе и пандах. Но больше всего девушку смутили сборники выступлений председателя Си Цзиньпина: «Как управлять Китаем».
Продавщица пояснила, что эти полки выкуплены компанией из Поднебесной для распространения книг китайских издательств. Никаких остросоциальных тем и критики властей КНР с информацией о преследованиях уйгуров или противостоянии КНР с Тайванем в книжном магазине не оказалось.
Ситуация вызвала интерес журналистов, которые узнали у Thalia, что та заключила соглашение о предоставлении своих площадей китайскому партнеру, компании China Book Trading.
Название вполне безобидное, однако те же журналисты установили, что China Book Trading – дочерняя компания государственной China International Publishing Group, и она полностью контролируется компартией Китая.
Сеть книжных магазинов успокоила СМИ, что эта кампания с китайцами – всего лишь тест на короткое время и ограничится всего тремя магазинами: в Берлине, Гамбурге и Вене.
О размере сделки с властями КНР, как и о том, сколько продлится этот тест, в компании сообщить отказались, но отметили, что «успех этого теста определят наши клиентки и клиенты».
«Если они довольны, то и мы тоже», – приводит комментарии сети издание DW.
Также реакцией на критику общественности стала табличка с надписью, что проект реализуется «в сотрудничестве с China Book Trading», установленная в магазине.
«От этой истории однозначно дурно пахнет», – сказала на днях председатель германо-китайской парламентской группы Дагмар Шмидт.
По её мнению, власти КНР злоупотребляют открытостью западных обществ, «которой мы гордимся – вот только в самом Китае ничего подобного нам не разрешают».
Также Шмидт отметила, что китайские культурно-образовательные центры «Институт Конфуция» практически свободно могут работать в Европе, а Гёте-институт работает в Китае со значительными ограничениями.
Недоумение политикой крупнейшей сети книготоргового рынка Германии также выразил бывший генсек партии ХДС Рупрехт Поленц.
Cеть магазинов Thalia в свою очередь считает, что всего лишь удовлетворяет возросший спрос на китайские книги. В последние годы компания старалась сделать себе рекламу на громких сатиристических высказываниях на политическую тему. В частности, сеть использовала слоганы «Дональд Трамп читать не любит» и «Брекзит: читали бы – такого бы не произошло».
Еженедельник Der Spiegel заметил, что подобные слоганы легко обернуть против самой компании: «Сделка с Китаем: читали бы – такого бы не произошло».