Топ-лотом аукциона «Шедевры русского искусства» Christie’s станет полотно Николая Фешина.
Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что топ-лотом торгов «Шедевры русского искусства» 25 ноября 2019 года станет написанная в 1917 году картина Николая Фешина (1881–1955) под названием «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо», предлагаемая из собрания семьи художника и оцененная экспертами аукционного дома в 2–3 миллиона фунтов стерлингов.
Работы Фешина казанского периода, предшествовавшего отъезду художника за границу в 1923 году, считаются пиком его творчества. Именно тогда он нашел свой собственный стиль, сочетающий в себе элементы реализма, импрессионизма и экспрессионизма. К числу выдающихся произведений этого периода относятся: «Портрет Надежды Сапожниковой» 1908 года (Sotheby’s, Лондон, 28 ноября 2017 года, продан за £3 650 900); «Дама в розовом (Портрет Н. Подбельской)» 1912 года, купленный Стиммелем и хранящийся в Музее искусств Фрай в Сиэтле; «Портрет мадемуазель Подбельской» 1912 года (Christie’s, Лондон, ноябрь 2012 года, продан за £2 057 250).
Картина написана в 1917 году, когда история России изменилась самым радикальным образом, этот портрет является важной вехой в жизни и творчестве художника. Сам Фешин так вспоминал те неспокойные годы: «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового… Во время самого первого года революции новое здание КХШ [Казанской художественной школы] было лишено центрального отопления. Толстые каменные стены промерзли насквозь, а холод внутри был непереносимым… Мы рисовали и писали в пальто, варежках и валенках…» (цит. по: Г.П. Тулузакова, «Николай Фешин», Санкт-Петербург, «Золотой век», 2007). В этой атмосфере Фешин создал один из своих самых ярких и, если не сказать декадентских образов роковой женщины – символа изящной эпохи, которая стремительно исчезала.
На картине изображена соблазнительная молодая девушка в шикарном наряде, являющаяся воплощением Belle Époque или, так называемой, Прекрасной эпохи. Используя мастихин и широкие выразительные мазки кисти, Фешин создает роскошный, бархатистый интерьер в сдержанной, но богатой цветовой гамме с различными оттенками черного, красного и коричневого. Роскошь данного полотна резко контрастирует с реалиями того времени: как будто игнорируя обстановку в революционной России, мадемуазель Жирмо целиком занята своим собственным комфортом. О ней известно немного, кроме того, что она была ученицей Казанской художественной школы.