Пещера Альтамира — одно из самых древних пещерных образований на Земле. Мировую известность пещера получила благодаря сохранившейся до наших дней наскальной живописи каменного века. Выполненные первобытными людьми полихромные изображения выглядят очень свежо, живо и реалистично. По культурно-исторический ценности наскальные рисунки пещеры Альтамира превосходят полотна многих современных живописцев.
История происхождения и описание пещеры Альтамира
Пещера Альтамира расположена в очень живописной местности северной части Испании, в провинции Кантабрия. Всего в 2 километрах от пещеры раскинул свои кварталы небольшой населенный пункт Сантильяна-дель-Мар, а в 7 км находится ближайший крупный город Торрелавега. Многовековая история этих старинных городов также представляют большой интерес, поэтому ежегодно сюда приезжают десятки тысяч туристы со всего мира.
По площади пещера довольно большая и максимальная длина ее составляет 270 метров. Внутри пещера представляет анфиладу из нескольких двойных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину до 18 метров, местами высота его достигает 6 метров. Возможно, в незапамятные времена в этих подземных коридорах жили древние люди, но на протяжении многих веков пещера служила убежищем для животных.
На скалистых внутренних скатах пещеры изображены бизоны, лошади, олени, кабаны и отпечатки человеческих ладоней. Вероятно, в повседневной жизни древних людей эти доисторические животные занимали особое место и помогли им выжить в суровых климатических условиях каменного века. Древняя наскальная живопись, датируемая 15-10 тысячелетиями до н. э., выполнена естественными красками — углем, охрой, гематитом.
Рисунки покрывают потолок и стены не только главной галереи, но коридора и других залов. Изображение выполнены особой техникой, пальцами рук и неким примитивным приспособлением. Древние живописцы мастерски использовали естественный рельеф стен и потолка пещеры, и создали уникальные рисунки с трехмерным эффектом. Возможно, роспись несла сакральный характер и отождествляла религиозный взгляд первобытных людей на окружающий мир.
Открытие Альтамирской пещеры стало настоящей сенсацией, которая произвела переворот в научных кругах и изменила традиционный взгляд на уклад жизни первобытного человека. Творениями людей ледникового периода заинтересовался профессор дон Хуан Виланова-и-Пиера и даже сам испанский монарх Альфонсо ХII. Они первыми посетили подземные галереи Альтамиры, и профессор подтвердил подлинность происхождения изображений.
Официальное признание подлинности древнего наскального "произведения искусства" ледникового периода Альтамиры было установлено в августе 1902 года. И этому событию предшествовало посещение французскими антропологами пещер Ла-Мут, Фон-де-Гом и грота Комбарель, где учеными были обнаружены аналогичные древнейшие наскальные изображения. Новые артефакты стали неоспоримым доказательством подлинности рисунков Саутуолы.
Геологический возраст пещеры насчитывает сотни тысяч лет, и как многие горные хребты, образовалась в период Альпийской складчатости. В результате техногенных катаклизмов Кайнозойской эры в Кантабрийских горах и появилась пещера Альтамира, впоследствии ставшая обиталищем древних людей. Долгие столетия вход в скальное углубление был закупорен обвалившимся глыбами. И только по воле случая пещера стала историческим достоянием.
Трудно представить, что более 20 тысяч лет тому назад на Европейском континенте уже существовало древнее искусство, которое поражает и восхищает ныне живущих. Живописные рисунки Альтамиры стали доказательством, что древним охотникам на мамонтов, жившим задолго до высокоразвитой цивилизации, был присущ творческий гений. Роспись Альтамиры - это свидетельство высокоразвитой культуры древних людей каменного века.
Роспись свидетельствует о том, что современники мамонта и шерстистого носорога были далеко не примитивными людьми. Древние собиратели и охотники показали такой художественный уровень, который оставался недосягаемым для грядущих поколений на протяжении многих тысячелетий. По письменным упоминаниям ученые открывают тайны позднейших эр, но о назначении росписи Альтамиры могут только догадываться по сюжету рисунков.
Земельный участок, на котором расположена пещера, был вотчиной графа Марселино Санз де Саутуола. О существовании пещеры знали все в окрестности: во время дождя она служила укрытием для пастухов и местом отдыха для охотников. Но однажды во время прогулки граф с дочерью тоже решили посетить грот. Зайдя вглубь пещеры девочка обратила внимание отца на малоприметные цветные пятна, напоминающие очертания зверей.
В 1878 году Саутуола посетил Всемирную выставку в Париже, где и увидел подобные древние экспонаты. Археолог-любитель решил подробно изучить найденные дочерью наскальные изображения. По предположению графа роспись относилась к каменному веку и является уникальным памятником первобытной культуры. Граф Саутуол, заручившись поддержкой друга, опубликовал статью об этом открытии в прессе.
Но ведущие ученые и антропологи того времени единодушно признали рисунки фальсификацией. Любознательного аристократа обвинили в желании получить известность в научном мире и умышленной попытке ввести любителей древностей в заблуждение. Для гордого испанского гранта эти обвинения стали настоящей трагедией. И только спустя 15 лет после кончины Саутуола, ученые доказали, что роспись действительно относится к эпохе палеолита.
Как добраться до пещеры Альтамира
Чтобы добраться до достопримечательности на личном автомобиле, необходимо двигаться по автомагистрали № 67 по направлению к Сантильяна-дель-Мар, затем следует перестроиться на дорогу № 611 или ехать по автономной автотрассе № 6316. Желающие могут воспользоваться услугами туристических бюро. Экскурсионные группы сопровождаются к пещере гидом, поездка осуществляется на автобусах с повышенным комфортом.
Из Барселоны до пещеры Альтамира можно добраться на автобусе. Расстояние составляет около 504 километров, время в пути занимает около 5 часов 10 минут. Самый быстрый способ оказаться в городе Сантандер — это самолет. Полеты осуществляются из аэропорта Барселоны, и перелет длится 3 часа 17 минут. До пещеры можно доехать на такси, комфортабельная дорога пролегает по очень живописной местности.
Из Барселоны до города Сантильяна-дель-Мар можно добраться поездом. Расстояние между двумя городами составляет около 796 километров, а время в пути с учетом остановок, занимает около 10 ч. Пассажирские составы ежедневно отправляются от железнодорожного терминала Barcelona-Sants, но в выходные и праздничные дни расписание может изменяться. Из Сантильяна-дель-Мар до пещеры можно добраться на маршрутке или на такси.
Когда лучше посетить пещеру Альтамира
В солнечную Испанию можно ехать в любое время года. Посетить пещеру Альтамира можно зимой и летом. Но искушенные туристы уже знают, чтобы попасть на экскурсию в пещеру, необходимо участвовать в лотерее, которая проводится в музее каждую пятницу утром. Участвовать в розыгрыше билетов могут только лица старше 16 лет. Экскурсия начинается в 10 часов 40 минут и длится чуть больше 30 мин.
В летнюю пору желающих посетить природную достопримечательность страны басков очень много. И шансы стать счастливым обладателем заветного билета значительно уменьшаются. На этой широте зимой достаточно тепло и не так многолюдно, как в летние месяцы. Поэтому у истинных ценителей древности есть больше вероятности оказаться в числе счастливчиков и воочию лицезреть картины каменного века.
Что нужно знать туристу при посещении пещеры Альтамира
В 1985 году пещеру Альтамира включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Древний шедевр человеческого созидательного гения к концу прошлого столетия превратился в объект многочисленных научных изысканий, а после открытия стал популярным местом для туристов. Бесценная древняя живопись оказалась под угрозой исчезновения, так как в пещере начал быстро изменяться микроклимат. Чтобы сберечь роспись, в 1977 году пещеру закрыли.
В течение нескольких лет учеными проводились работы по восстановлению естественного климата и кислородного баланса в пещере. Специалистам удалось вновь создать безопасный микроклимат, и через пять лет уникальная галерея с доисторическими живописными полотнами снова открылась для экскурсий. Но для посетителей установлены особые правила, которые следует неукоснительно выполнять.
Экскурсия длится 37 минут и проходит по строго обозначенному маршруту, от которого нельзя отклоняться. Посетители должны соблюдать предельную осторожность чтобы не нанести ущерб наскальным рисункам. Также не допускается трогать руками или фотографировать древние изображения. Желающие непременно иметь памятные фотографии могут это сделать в искусственно созданной пещере.
Рядом с природной достопримечательностью находится Музей Альтамиры — точный аналог естественной пещеры с наскальной живописью, совершенно четко и точно повторяющей древние рисунки. В музейных павильонах воссоздана полноценная реконструкция пещеры, и посетители могут наслаждаться "древними" изображениями животных даже не подозревая, что это современные копии, созданные талантливыми художниками.
Что еще посмотреть в окрестностях пещеры Альтамира
Окрестности Альтамирой пещеры очень живописны, и отдых станет настоящей экскурсией в тихий, пасторальный деревенский мир. В соседнем городе можно отдохнуть в кафе или ресторанчике и отведать вкусные блюда национальной кухни. А также можно посетить местный зоосад и старинный монастырь Святой Юлианы, а для любителей острых ощущений открыты двери музея пыток с экспонатами времен святой инквизиции.
Сантандера — "город контрастов" и по популярности не уступает самым известным туристическим маршрутам Испании. Здесь множество мест, которые стоит увидеть — собор Успения Пресвятой Девы Марии, парк Ла-Магдалена, маяк Кабо-Майор, храмы, Морской музей Кантабрии. Это только малая часть достопримечательностей "морских ворот" Кастилии, города со старинными беломраморными постройками, королевскими дворцами и соседствующими с ними современными домами.
В пещере потолочная роспись органично дополняет рисунки, изображенные на стенах. Восхищает точность линий, не имеющих следов исправлений. Наскальная живопись выполнена единым росчерком, динамично и превосходно передающий движение зверей. Древний человек создал выразительный цветовой шедевр и поражает то, что 20 000 лет назад использовались приемы, которые только в 19 столетии были "открыты" художниками-импрессионистами.