21 января в Итальянском дворике Пушкинского музея представили итоги реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян». О результатах работы рассказали главный научный сотрудник отдела Старых мастеров Пушкинского музея, доктор искусствоведения Виктория Эммануиловна Маркова и художник-реставратор отдела реставрации живописи Николай Владимирович Колесников. Картина стала частью постоянной экспозиции, теперь она находится в зале 17 «Итальянское искусство XVII–XVIII веков».
Проведенная реставрация, освободившая красочную поверхность от загрязнений и слоя потемневшего лака, позволила оценить качество живописного исполнения картины и окончательно отнести ее к творчеству Луки Джордано, одного из самых ярких представителей эпохи барокко.
Полотно Луки Джордано «Святой Себастьян» долгие годы пребывало в запасниках музея. Разновременные, сильно потемневшие лаковые покрытия и поздние записи скрывали подлинную живопись, затрудняя атрибуцию. Картина происходит из Императорских собраний, до революции она находилась в Мраморном дворце и в разные годы приписывалась кругу Гверчино и Риберы, затем школе Луки Джордано. В результате длительной и сложной реставрации произведение предстало в новом свете — из-под многочисленных поздних наслоений открылся авторский слой хорошо сохранившейся живописи.
Трагический сюжет картины — мученические страдания святого Себастьяна — был чрезвычайно популярен в западной живописи. Подробно о художественных особенностях композиции картины и уточнении авторства рассказали главный научный сотрудник отдела Старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, специалист по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко Виктория Эммануиловна Маркова. Художник-реставратор отдела реставрации живописи Николай Владимирович Колесников представил небольшой обзор основных этапов работы с произведением, а также рассказал о научно-исследовательской стороне реставрационного процесса.