Saab готовят к ликвидации

Европа теряет один из самых знаменитых автомобильных брендов – Saab. Суд отказал шведскому автопроизводителю в защите от кредиторов. Экономисты считают, что банкротство компании, история которой насчитывает более 60 лет, – вопрос нескольких дней.

Шведский Saab в одном шаге от банкротства. В четверг вечером суд города Венерсборга отклонил заявку автопроизводителя о защите от кредиторов.

Соответствующее исковое заявление руководство компании подало в среду, 7 сентября. Saab просил трехмесячную отсрочку. За это время руководство компании обещало найти инвесторов (предполагалось, что это будут китайские автоконцерны Pang Da и Youngman) и разработать план работы с кредиторами.

Но, как пишет шведское издание The Local, суд решил, что защита от кредиторов не даст желаемого результата. «Суд пришел к выводу, что нет достаточных оснований полагать, что реорганизация компании будет успешной. Запрос компании отклонен», – заявил судья Гуннар Кранц.

Решение судьи было ожидаемым. «Как Saab может выйти из своего сложного положения, если у него нет ни продукции, ни денег, ничего?» – возмущался шведский эксперт по банкротствам и адвокат Рольф Абьерссон накануне заседания суда. «У них нет ничего, кроме мечтаний. Они проиграют суд», – с уверенностью заверял он.

У Saab есть время до 29 сентября на обжалование решения суда. Кстати, исполнительный директор компании Виктор Мюллер заверил журналистов, что компания воспользуется своим правом. «Мы еще не умерли», – сказал он.

В ответ шведские профсоюзы заявили, что они могут уже в ближайшие дни потребовать объявить Saab банкротом. «Мы тщательно проанализируем новую ситуацию. Если компания не найдет иного решения или не объявит себя банкротом сама, мы можем оказаться вынужденными сделать это в ближайшие несколько дней», – цитирует ВВС председателя профсоюза IF Metall Стефана Лофвена.

Сейчас долг компании поставщикам составляет 150 млн евро. На заводе работают около 3,7 тыс. рабочих, которые с августа не получают зарплату. Выпуск машин практически прекращен.

Надежды Saab на китайских инвесторов были призрачными, так как власти в Пекине не спешили одобрять сделку. Одно время, как уже писал EUROMAG, Saab пытался спасти российский бизнесмен Владимир Антонов, но один из кредиторов Saab – Европейский инвестиционный банк – был против продажи контрольного пакета акций русскому.

«Шведы очень любят Saab и надеются, что он продолжит существование. Но многие из них настроены пессимистично, и в течение лета эти настроения усилились», – считает Йонас Фроберг, автообозреватель шведской газеты Svenska Dagbladet.

Йорн Мадслин, экономический обозреватель ВВС, считает, что глава компании Swedish Automobile Виктор Мюллер быстро теряет возможности решить проблемы Saab. Он надеялся получить средства от китайских инвесторов, или от своего бывшего делового партнера – российского банкира Владимира Антонова, или от продажи или сдачи в аренду активов компании. Однако, несмотря на все усилия последних нескольких месяцев, ничего из этого не реализовалось.

Серийное производство автомобилей марки Saab началось в конце 1949 года. С 2000 по 2010 год компания Saab Automobile находилась в полном владении американского концерна General Motors. В феврале 2010 года владельцем Saab стал голландский производитель спортивных автомобилей Spyker Cars и его владелец Виктор Мюллер.