По сути, «Фриндж» — это «неофициальная часть» Эдинбургского фестиваля искусств, который объединяет театр, оперу и музыку. Несмотря на то, что «классический» фестиваль собирает лучших артистов, «Фриндж» давно оставил его в тени.
Эдинбургский фестиваль искусств возник в 1947 году. Война закончилась, город не пострадал от бомбежек, и людям нужен был глоток свежего воздуха, радостное событие. Это настроение очень точно уловил импрессарио Рудольф Бинг. Он придумал концепцию нового музыкального праздника, утвердил список выступающих и программу. Однако в самый разгар праздника в город нагрянули несколько никому не известных театральных трупп. Прогонять их не стали, однако и в основную программу не включили, оставив выступать на задворках. Так появились первые участники фестиваля «Фриндж» (fringe — окраины).
Сейчас попасть на фестиваль может любой желающий — и как участник, и как зритель.
Отбора артистов нет, и каждый день на «Фриндже» — десятки постановок и концертов. Большая часть — комедийные пьесы и выступления стенд-ап комиков.
В прошлом году приз за лучшую шутку на «Фриндже» получило такое высказывание:
«Мой папа предложил мне зарегистрироваться в качестве донора органов. Вот кто взял меня за сердце!».
В этом году явно будут лидировать шутки про брексит.
«Брексит — ужасное название. Звучит как хлопья, которые ты ешь на завтрак, если у тебя запор», — пошутил на прошлогоднем фестивале комик Тифф Стивенсон.
Хорошо выступить на «Фриндже» — большая удача для молодого артиста. Несмотря на то, что получить свою «минуту славы» может каждый, конкуренция высокая, и далеко не всех публика принимает хорошо. Роуэн Аткинсон, Стивен Фрай, «Монти Пайтон» — все они когда-то выступали на фестивале. Получить после успеха в Эдинбурге хороший контракт — вполне реально.
Какие-то выступления проходят прямо на улице, другие — в маленьких клубах. Все самое интересное — на Королевской миле, куда стекаются артисты и зрители.
В этом году Эдинбург будет праздновать до 28 августа. Когда фестиваль заканчивается, в Эдинбурге уже идут дожди. Город погружается в осеннюю меланхолию — до следующего «Фринджа».