Выдающиеся первые издания и рукописи Пушкина, Гоголя, Достоевского, Мандельштама и других классиков русской литературы выставляются на аукционе в Лондоне.
Аукционный дом Christie’s 28 ноября выставит на продажу редкие экземпляры книг и манускриптов, являющихся превосходными образцами русской литературы преимущественно начала XIX – середины ХХ веков. В общей сложности – 228 лотов. Уникальная коллекция русских книг и рукописей принадлежит американскому юристу, коллекционеру книг Роберту Идену Мартину.
Среди топ-лотов аукциона: подарочный экземпляр первого издания «Камня» Осипа Мандельштама (1913) с дарственной надписью поэту Вячеславу Иванову (оценка: £60 000 – 90 000); первое издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя (1831–1832) с оценкой в £50 000 – 70 000; первое отдельное издание первой главы «Евгения Онегина» в оригинальной бумажной обложке 1825 года, это настолько редкий экземпляр, что он отсутствовал даже в библиотеке Смирнова-Сокольского (оценка: £25 000 – 35 000).
«Появление этой коллекции на рынке – выдающееся событие, проходяще вне России со времен аукциона коллекции Сержа Лифаря более 40 лет назад, – говорит Свен Бекер, глава департамента книг и манускриптов Christie’s. – Это почти наверняка последнее из знаковых собраний такого рода в Америке. Предстоящие торги – это уникальная возможность приобрести настоящие раритеты».
Роберт Иден Мартин не считает, что коллекционирование редких изданий великих русских книг является результатом исключительно научного интереса. Оно мало чем отличается от коллекционирования старинных спортивных автомобилей: «В основе все равно лежит принцип удовольствия, а не польза. Великие книги интересны сами по себе. Видеть, держать в руках, перелистывать страницы первых изданий Пушкина, Достоевского или Ахматовой – это пленительное занятие. Книги – это кровеносная система нашего культурного наследия. Чтение, безусловно, имеет фундаментальное значение. Не обязательно читать первое издание, но видеть или обладать им – это значит прикоснуться к новорожденному младенцу на самой ранней стадии его культурной жизни. Если этой книгой владел автор, если он передал ее другу с дарственной надписью на титульном листе, мы можем прикоснуться к его собственной жизни. Великие книги сформировали нашу культуру так же, как новые технологии изменили ход нашей жизни. Первое издание «Руслана и Людмилы» Пушкина увлекает так же сильно, как один из первых самолетов братьев Райт, или Appple I первой сборки».