В Пушкинском музее завершена реэкспозиция залов старых мастеров

© Фото: Антон Баклыков, пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершил обновление постоянной экспозиции искусства старых мастеров.

В октябре открылись залы «Искусство Фландрии XVII века», «Искусство готики и Возрождения вне Италии», а также после выставок вернулись экспонаты в зал «Испанского и итальянского искусства XVII века».

В зале «Искусство Фландрии XVII века» куратор Вадим Садков вернул в постоянную экспозицию всемирно известные произведения Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Впервые посетители музея увидят небольшие батальные сцены кисти Адама Франса ван дер Мейлена. В разделе, где представлены работы Питера Паувела Рубенса, выставлено недавно приобретенное ГМИИ им. А.С. Пушкина произведение авторства его главного учителя — Отто ван Вена.

Также впервые в экспозиции Пушкинского музея выставляется художественный кабинет (т. н. kunstkast), который был подарен И.В. Сталину в 1949 году. Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина только в этом году смогли его атрибутировать. Росписи принадлежат кисти антверпенского живописца Яна ван Балена и датируются 1650-ми годами. На створках и фасадах выдвижных ящиков кабинета изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

В зале 8 «Искусство готики и Возрождения Западной Европы» в полном объеме восстановлена экспозиция произведений ранней немецкой и нидерландской живописи.

Специальный раздел новой экспозиции посвящен искусству Испании XIV–XVI веков. После завершения выставки «От готики до Гойи» в Государственном Эрмитаже в залы вернулся алтарный образ «Архангел Михаил, взвешивающий души мертвых», исполненный каталонским мастером в XVI веке. Впервые за 100 лет в постоянной экспозиции выставляются отреставрированные алтарные створки с евангельскими сценами, созданные в мастерской Жайме Угета.

Также отдельное пространство отведено живописным произведениям французской школы, куда помимо портретов кисти Корнеля де Леона вошли произведения мастеров второй школы Фонтенбло, являющиеся яркими примерами искусства международного маньеризма. Кроме того, впервые в экспозиции выставлен «Портрет Джона Стаунтона», исполненный неизвестным английским художником эпохи Елизаветы I.

Вадим Садков представил обновленную постоянную экспозицию голландского искусства. Одна из главных атрибуций этого проекта — работа Бартоломеуса Лодовейкса ван дер Хелста, самого знаменитого голландского портретиста XVII века, современника и конкурента Рембрандта. Его работа «Портрет мужчины, завязывающего подвязку» соседствует с работой сына мастера, Лодовейка ван дер Хелста, на которой изображена Венера с жемчугом.