В России 11 августа зарегистрировали первую в мире вакцину от новой коронавирусной инфекции – «Спутник V». Об этом заявил президент Владимир Путин на совещании с членами правительства и даже поделился информацией, что одна из его дочерей уже сделала эту прививку.
Известно, что ряд стран тут же заинтересовался новой российской вакциной, в частности власти Вьетнама готовы ее купить, сообщает Reuters со ссылкой на вьетнамское министерство здравоохранения.
Новость стала настоящей сенсацией в СМИ и неожиданностью для всего мирового сообщества. Французская газета Liberation поместила на обложку изображение Владимира Путина в образе Джеймса Бонда, который держит в руке шприц с вакциной от коронавирусной инфекции. Заголовок гласит: «Вакцина против COVID. Завтра не умрет никогда».
То, что Россия разрабатывает собственную вакцину, знали уже давно, гонка вакцин началась еще весной, по состоянию на март 2020 года во всем мире велось около 300 исследований. В отличие от Европы, где решили действовать сообща, США и России сделали ставку на себя.
В мире к запуску нового «спутника» отнеслись с недоверием, а ВОЗ комментировать новость пока не стала, сославшись на отсутствие информации.
«Вопрос касается того, будет ли ВОЗ содействовать расширению применения данной вакцины. У нас нет достаточной информации. Мы ведем обсуждения с РФ для того, чтобы получить дополнительную информацию, чтобы выяснить статус этого продукта и те клинические испытания, через которые он прошел, для определения последующих шагов», — сказал на брифинге доктор Брюс Эйлвард, старший советник генерального директора ВОЗ.
Почему Европа не верит в «Спутник V»
В настоящий момент в реестре ВОЗ упоминает более 140 проектов по разработке вакцины от новой коронавирусной инфекции, 28 из них, в том числе российский, находятся на стадии клинического испытания, которое состоит из трех этапов проверки. Шесть вакцин уже вышли на финишную прямую и начали набор добровольцев для третьей фазы, которая проводится на когортах из нескольких сотен человек. Эти проекты основаны на разных подходах, то есть на разных типах вакцин. Вакцина-кандидат «Спутник V», разработанная Институтом Гамалеи в Москве – это так называемая векторная вакцина. Она создана на основе ослабленных вирусов (векторов), уже известной проверенной платформе, на которой создали еще ряд вакцин.
По факту же Александр Гинцбург, директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи, разрабатывавшего зарегистрированную в РФ вакцину от коронавируса «Спутник V» (Гам-Ковид-Вак2) подтвердил, что препарат еще не прошел третью фазу клинических исследований. «Все участники третьей фазы будут застрахованы», – заявил Гинцбург в среду, 12 августа, на брифинге для журналистов, посвященном регистрации препарата. Но в Минздраве уже подчеркнули его безопасность, пишет «Интерфакс».
Александр Гинцбург также рассказал, что результаты имеющихся испытаний пока не оценило экспертное сообщество, с чем связано отсутствие соответствующих научных публикаций по новой вакцине.
Как пишет Figaro, «Спутник V» в международных регистрах официально сейчас только на первой фазе испытаний, которая проверяет безопасность вакцины для человека.
Таким образом массовая вакцинация планируется только в декабре 2020 – январе 2021 гг, что не ставит российскую вакцину на лидирующую позицию в международной гонке.
Однако определить, кто действительно находится сейчас в фаворитах, пока трудно.
США делают ставку на частные фармацевтические компании, в стране госконтракты уже получили пять производителей вакцин: AstraZeneca, Johnson & Johnson, Merck и Sanofi и менее известная, но перспективная, Moderna.
Неизвестно, почему выбрали именно этих разработчиков вакцин, но Дональд Трамп говорил, что будет действовать «со сверхсветовой скоростью».
Также, похоже, на финишной прямой находятся британцы из Оксфордского университета с AstraZeneca, немцы из BioNTech в союзе с Pfizer (США) и, наконец, три китайских бегуна.
Таким образом, финальный спринт, похоже, идет на планетарном уровне.
Кто последний в очереди?
А пока все страны задаются вопросами: куда и как занять место в очереди на вакцину, чтобы не оказаться в последний момент с носом. Так как никто не знает, чья разработка окажется эффективной.
Уже очевидно, что когда на рынке появится действующая вакцина, спрос на нее будет огромным, а число доз – ограниченным. Хотя Александр Гинцбург и подчеркнул: «Мы готовы делиться с научным сообществом всеми секретами, если к нам с этим обратятся», раскрывать формулу, похоже, едва ли кто-то будет. Каждый постарается обеспечить сначала себя».
Вот и Германия так думает: власти в июне потратили 300 млн евро и приобрели долю в компании CureVac, которая тоже разрабатывает перспективную вакцину.
Политики, не смущаясь, зарабатывают себе очки. Борис Джонсон обещает, что вакцина первой достанется британцам.
«То, что происходит – это в некотором роде национализм в погоне за вакциной», – приводит слова американского профессора, эксперта по медицинской этике Джонатана Морено BBC.
ВОЗ осуждает подобную гонку, где каждый сам за себя, и призывает богатые страны позаботиться в первую очередь о самых уязвимых слоях населения Земли.
Президент Франции Эммануэль Макрон также заявил, что доступ к вакцине «должен быть у всей планеты».
Эксперты отмечают, что это больше похоже на пустые фантазии, по факту, когда вакцина будет готова, она станет интеллектуальной собственностью компании-производителя, а правительства будут действовать в своих интересах и обеспечат в первую очередь своих граждан.
В реальности за распределение вакцины будет отвечать не ВОЗ, а развитые страны, в чьи руках она окажется.
И если ситуация со здоровьем требует быстрых действий, остается надеяться, что геополитические интересы не возьмут верх над здравым смыслом.