Дорога в Castiglion del Bosco вьется среди покатых разноцветных холмов и почти черных кипарисов, точь-в-точь как в голливудских фильмах про Италию. Но вот асфальт обрывается, и гладкая дорога превращается в проселочную, покрытую желтой пылью. Да уж, случайных гостей тут не бывает, нужна тишина: под оранжевым тосканским солнцем вызревает виноград для одного из самых знаменитых вин Италии – Брунелло ди Монтальчино.
Здешные виноградники – любимое детище младшего из наследников модного дома Феррагамо. Несколько лет назад сын Сальваторе Феррагамо оставил модный бизнес, чтобы посвятить себя земле и вину. Он купил поместье в центре долины Валь-д'Орча, объекта из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
И причина тому – любовь. Как признаётся Массимо Феррагамо, он планировал купить что-то поменьше, небольшой виноградник и виллу. Но когда увидел невероятные местные виды, влюбился с первого взгляда. Виноградники продавались либо вместе с прилегающей землей и строениями, либо никак. Пришлось брать все две тысячи гектаров.
«Я родился в Тоскане и много лет жил в Америке, поэтому мне очень хотелось иметь свое место на родине», – признается в одном из интервью наследник знаменитого модного дома.
Еще несколько лет Массимо потратил на то, чтобы превратить 800-летний борго в роскошный курорт, а винодельню – в местную достопримечательность. Особое внимание, конечно, пришлось уделить пересадке стареющих виноградников и улучшению винного производства.
Теперь в его владения входят виноградники, сама винодельня и роскошный отель Rosewood Castiglion del Bosco на 23 номера и 11 вилл, рассыпанных вокруг. Присутствуют и все непременные атрибуты беззаботной жизни на природе: рестораны, бары, бассейн, гольф-поле, теннисные корты и спа-комплекс.
Сердцем курорта стал древний борго со сторожевой башней на холме и церковью, украшенной фресками знаменитого итальянского художника Пьетро Лоренцетти.
Скромные домики местных фермеров с помощью жены Массимо – Кьяры Феррагамо – превратились в роскошные и комфортные виллы. Сама Кьяра вместе с декоратором Терезой Бюргиссер Санкристофоро ездила по всей Европе в поисках антиквариата, а потом и лучших ремесленников, чтобы вернуть мебель к жизни.
Сто лет назад, как и тысячи итальянцев, молодой сапожник по имени Сальваторе Феррагамо прибыл в Нью-Йорк. Однако он не открыл пиццерию и не заделался мафиози, а устроился на обувную фабрику. Через несколько лет упорной работы все старлетки Голливуда выстроились в очередь за его туфлями. Мэрилин Монро, Ева Перон, Джуди Гарланд, Одри Хепберн короновали Феррагамо, превратив его в главного дизайнера обуви уже другой фабрики – фабрики грёз.
Но в этом стремительном взлете были и мрачные падения. Во время Великой депрессии компания обанкротилась, что не помешало ей благодаря гению и вере Сальваторе подняться и засиять еще ярче. Такие же мрачные страницы есть и в истории вин Брунелло.
После Второй мировой войны осталось только одно хозяйство в Тоскане, которое продолжало делать Брунелло ди Монтальчино. Только когда Брунелло получило статус DOC, инвесторы снова им заинтересовались, в регион потекли деньги, и производство поднялось на новый уровень. А в 70-е о винах Тосканы уже говорил весь мир.
В 1980 году Брунелло стало первым вином, которому был присвоен DOCG – высший статус аппелласьона в Италии. Затем на этикетках двух его младших братьев Rosso di Montalcino и Moscadello di Montalcino стала красоваться аббревиатура DOC.
Брунелло делают из клона санджовезе, итальянского автохтона, который, по легенде, культивировали еще этруски. Ягоды у него крупнее, чем у обычного санджовезе, кисть небольшая, да и в целом лоза плодоносит меньше.
Брунелло ди Монтальчино – вино, которому возраст не просто идет, он ему необходим. Это вино – словно герой старый фильмов: седой, но все еще красавец. Вино выпускают в продажу только через пять лет после сбора урожая, два из них оно должно провести на выдержке в дубе. Однако пить тогда его еще рановато. Своего расцвета Брунелло достигает к десятому году. Однако это не значит, что дальше оно пойдёт на спад – к пятнадцати годам, скорее всего, станет еще лучше.
Место для старения в Castiglion del Bosco ему подобрали соответствующее статусу. Хранилище винного клуба Millecento – что-то среднее между базой Джеймса Бонда и библиотекой капитана Немо: на стеллажах с бронзовыми дощечками стареют винтажи, дожидаясь лучших времен или достойного повода. Надо отметить, что члены винного клуба могут хранить любые вина, не только Брунелло ди Монтальчино.
В поместье Феррагамо сейчас в разгаре сезон трюфеля. После охоты на трюфель гостей ждет легкий обед из трех, максимум пяти блюд, в традиционной тосканской остерии La Canonica. Непременно на закуску – пицца с трюфелем, ведь сезон обязывает. Затем – отдых и дегустация вин.
День на воздухе можно завершить ужином со специальным трюфельным меню в ресторане Campo del Drago.
Поспешите, мы можете еще успеть в гости к синьору Феррагамо в этом году.