Юная активистка из Швеции после своей речи в ООН стала самый обсуждаемой фигурой в социальных сетях и СМИ.
23 сентября на открытии саммита она высказала все, что думает об ООН и происходящем в мире.
«Все это неправильно. Я не должна быть здесь, мне следовало бы вернуться в школу. Своими пустыми речами вы украли мои мечты и мое детство. Начинается массовое вымирание, но все, о чем вы можете говорить, — это деньги и сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!
В течение 30 лет наука предельно ясно указывала на опасность глобального потепления. Вы говорите, что понимаете, насколько серьезна проблема. Но я отказываюсь верить в это: если бы вы все понимали и продолжали бездействовать, это было бы злодеянием.
Популярное предложение вдвое снизить вредные выбросы в атмосферу за 10 лет даст нам 50-процентную вероятность того, что температура на планете вырастет менее чем на полтора градуса Цельсия [до конца XXI века].
Может быть, вас устраивают 50%. Но этот прогноз рассчитан на то, что мое поколение и поколение моих детей очистят воздух от сотен миллиардов тонн вашего углекислого газа с помощью технологий, которые едва существуют. 50-процентный риск нас не устраивает — ведь именно нам придется иметь дело с последствиями».
Завершила свою речь Тунберг обещанием, что новые поколения будут пристально следить за действиями нынешних властей.
Шестнадцатилетняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг в конце августа прибыла в Нью-Йорк на борту яхты Malizia II, аргументировав это заботой об экологии. Правда, фрахт этой яхты стоил огромных денег, что дало повод критикам упрекнуть школьницу в лицемерии, так как в своей речи оно обвинила политиков в постоянной гонке за деньгами.
Позже канцлер Германии Ангела Меркель назвала «потрясающей» речь 16-летней экологической активистки из Швеции Греты Тунберг в ООН, но высказала мнение, что она в недостаточной мере оценивает роль технологий и инноваций в деле борьбы с глобальным потеплением.
По её словам, Тунберг мало сказала о том, «каким образом технологии, инновации, например в энергетической области, а также в сфере энергосбережения, открывают возможности для достижения [климатических] целей».
Этот ответ вызвал новую волну споров, суть которых стара как мир - технологии погубят планету или спасут её.
В России до последней неделе про Грету Тунберг мало что знали. Тем не менее, девочка уже не раз успела отличиться в своих акциях и попасть на первые полосы СМИ.
В августе 2018 года 15-летняя Грета впервые вышла к зданию парламента, призывая правительство обратить внимание на проблемы, связанные с глобальным потеплением, и выполнить Парижское соглашение о мерах борьбы с ним.
«Я пыталась заставить других присоединиться ко мне, но никому это не было интересно. Тогда я решила сделать это сама», — заявила девочка газете Financial Times.
Она отказывалась ходить в школу до парламентских выборов, а затем заявила, что будет выходить на протест по пятницам, называя свою акцию «Пятницы ради будущего» (Fridays for future) и призывая всех последовать своему примеру.
Вскоре к ней присоединились другие активисты, а школьники в других европейских странах вышли на климатические протесты. Акция «Пятницы ради будущего» превратилась в одноименное движение.
По словам Тунберг, о климатических проблемах она задумалась еще в третьем классе: она не понимала, почему, несмотря на то что проблема заметна, никто не предпринимает достаточных усилий, чтобы бороться с глобальным потеплением.
Позднее у девочки, по ее словам, была диагностирована депрессия, она перестала есть, разговаривать и ходить в школу. Все это повлияло на то, что семья перестала есть мясо, летать на самолетах, поменяла машину на электрическую, установила в доме солнечные батареи и покупает одежду только по мере необходимости.
Вскоре после начала забастовки Тунберг бросила школьные занятия и полностью посвятила себя активизму. За несколько месяцев она выступила на конференции TedX, конференции по климату, на форуме в Давосе, перед европарламентом и, наконец, на саммите ООН.
«Я не хочу, чтобы вы надеялись на лучшее. Я хочу, чтобы вы паниковали и чувствовали тот страх, который я чувствую ежедневно. А потом начали действовать», — говорила Тунберг на форуме в Давосе.
По информации шведской газеты Svenska Dagbladet, в PR-поддержке Тунберг некоторое время участвовал шведский PR-специалист Ингмар Ренцхог. Используя ее кампанию, он создал собственную экоорганизацию We Don’t Have Time («У нас нет времени»), в которую привлек $2 млн.
После того как об этом написали СМИ, Ренцхог удалил любые упоминания экоактивистки со своего сайта и заявил, что давно не оказывает ей поддержку.
В марте 2019 года Тунберг была номинирована на Нобелевскую премию мира. Ее кандидатуру выдвинули депутаты шведской Левой партии и норвежской Социалистической левой партии.
В 2019 году вышла книга — сборник речей Тунберг на всевозможных публичных выступлениях No One Is Too Small to Make a Difference («Никто не слишком мал, чтобы что-то изменить»).
Тунберг родилась в 2003 году. Ее мать — оперная певица Малена Эрнман, участница «Евровидения» от Швеции в 2009 году, отец — актер Сванте Тунберг. У Греты есть младшая сестра Беата.
В 2018 году мама Греты выпустила книгу «Сцены из сердца», где рассказала, в частности, о том, как семья училась жить с диагнозами сестер Тунберг и как они заставили задуматься о состоянии планеты.
У Греты синдром Аспергера (психическое нарушение, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии), обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм (неспособность разговаривать в специфических социальных ситуациях), а у ее сестры синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Сама Тунберг рассказывала, что эти заболевания помогают ей видеть мир по-другому, а селективный мутизм для нее означает, что она высказывается, только «когда считает, что это крайне необходимо, и сейчас — один из таких моментов».