История одного из самых богатых людей мира, состояние которого оценивается в 13,4 млрд долларов, начинается в Саратове. Он родился 24 октября 1966 года в Первой городской больнице. Его мать была дипломированным музыкантом, отец работал на стройке. В возрасте четырех лет Роман Абрамович лишился обоих родителей.
Есть несколько версий гибели его мамы и папы. По некоторым данным, мать Абрамовича погибла в результате неудачной операции через 1,5 года после его рождения, а отец погиб на стройке в результате несчастного случая. По другой информации, в детстве от мальчика утаили правду и на самом деле его родители погибли почти одновременно, перевернувшись на тракторе.
Так или иначе, в 70-м году мальчик переехал сначала к дяде Лейбе по папиной линии в Ухту, где закончил два класса школы № 2, а потом, в 1974 году, ко второму дяде – Абраму – в Москву. Учился будущий российский миллиардер в школе № 232 с театральным уклоном. «Тихий такой, скромный. Домосед. Не курил никогда, да и пьяным никто его не видел», – говорили о нем соседи.
После школы Абрамович пытался поступить в московский вуз, но, провалившись на вступительных экзаменах, уехал к родственникам в Ухту, где поступил в индустриальный институт, который, впрочем, через несколько месяцев бросил. Местные журналисты утверждают, что Абрамович никогда и не числился в этом учебном заведении и для красного словца сообщал дяде о своей учебе. Так это или нет - неизвестно, однако в 1984 году Абрамович попал в армию и два года провел на автозаводе в Киржаче Владимирской области.
«Служил в армии, в артиллерийском полку, в автовзводе. Звание – рядовой» – так говорил об армейском времени сам олигарх, добавляя, что со многими армейскими друзьями он до сих пор поддерживает отношения, причем не только дружеские, но и деловые – многие его друзья числились в принадлежащей наполовину Абрамовичу компании «Сибнефть».
Дальнейшую свою деятельность Абрамович описывает так: «После армии какое-то время работал в строительно-монтажном управлении. Должность называлась «начальник сварочного агрегата». Работа такая: утром пришел включил, вечером выключил. Еще в самом начале перестройки организовал кооператив по пошиву мягкой игрушки. Потом мы выпускали пластиковую посуду. Как вы помните, потом появилась первая товарно-сырьевая биржа. Я брокером работал. С 1994 года занялся торговлей нефтепродуктами...»
Организовать собственный кооператив, по слухам, Абрамовичу помогла, благодаря родительским связям, его первая супруга, Ольга Лысова, на которой он женился в 1987 году. У Ольги уже была на тот момент дочь, и поговаривали, что официально оформить отношения Абрамович захотел, чтобы отомстить другой своей пассии, которая не дождалась его из армии. Но брак был некрепким, и через некоторое время супруги разошлись.
Со своей второй женой, Ириной, которая работала стюардессой, он познакомился в 1991 году на борту самолета авиакомпании «Аэрофлот», летевшего из Москвы в Мюнхен. Абрамович, еще не будучи миллиардером, как говорят, часто летал в Германию по делам. «Жена принесла ему удачу, именно после встречи с ней его карьера пошла в гору, с нее началась империя Абрамовича», – в свое время писало издание News of the World.
Супруга, как признавался сам олигарх, помогала ему с бизнесом, однако все же богатство Абрамовичу принесла его дальнейшая деятельность. «Мы делали игрушки из полимеров. Образцы игрушек Ира привозила из заграничных рейсов. Те ребята, с которыми мы работали в кооперативе, потом составили управляющее звено «Сибнефти» – Женя Швидлер, Валерий Ойф, Андрей Блох...» – говорил Абрамович в интервью журналу «Огонек». В браке у Ирины и Романа родилось пятеро детей: два сына – Аркадий (1993), Илья (2003) и три дочери – Анна (1992), Софья (1995) и Арина (2001).
В начале 90-х Абрамович стал учредителем едва ли не двух десятков посреднических фирм, занимающихся нефтепродуктами. К этому же времени относится история, не слишком положительно характеризующая Абрамовича. В 1992 году на пути из Москвы в Калининград «пропал» железнодорожный состав, груженный 3,5 тыс. тонн дизельного топлива, прибывший из Ухты. Встречал состав на вокзале лично Абрамович.
По факту хищения государственного имущества тогда было возбуждено уголовно дело. Следствие считало, что «Абрамович, используя заведомо подложные документы, под видом отправки топлива в войсковую часть, дислоцированную в Калининградской области, переправил его в Ригу, где оно было реализовано», однако через несколько месяц дело было закрыто «за отсутствием состава преступления».
В середине 90-х Абрамович сблизился с Борисом Березовским, благодаря которому, в частности, как признался недавно Абрамович, ему удалось получить в собственность нефтяную компанию «Сибнефть».
Позднее, по некоторым данным, он также стал близок с семьей президента Бориса Ельцина. За связь с Кремлем Абрамович получил звание «кошелька семьи Ельцина», всплывшее в прессе благодаря начальнику кремлевской охраны Александру Коржакову в 1999 году.
Тогда же произошла история, связанная с именем Абрамовича, многие детали которой до сих пор остаются тайной. Утром 15 июня на улицах Москвы, в частности на Кутузовском проспекте, были размещены рекламные плакаты с фотографией Абрамовича. Надпись под изображением олигарха гласила: «Рома думает о семье, а семья думает о Роме». Вечером того же дня реклама была снята. Имя заказчика, оплатившего установку билбордов, в рекламном агентстве назвать отказались.
Сам Абрамович отрицал свои связи с Кремлем. Так, на вопрос корреспондента газеты «Ведомости» в 1999 году о том, что о нем думает Ельцин, предприниматель, избиравшийся тогда в депутаты Госдумы от Чукотского избирательного округа № 223, ответил: «Думаю, он не знает о моем существовании».
В декабре 1999 года Абрамович становится депутатом Госдумы от Чукотского избирательного округа № 223. Через год он побеждает на губернаторских выборах на Чукотке, набрав свыше 90% голосов, и слагает с себя депутатские полномочия. С собой на Чукотку Абрамович привозит своих управленцев из «Сибнефти» и вкладывает значительные собственные средства в улучшение условий жизни местных жителей. Пост губернатора Абрамович занимал на протяжении восьми лет, затем подал в отставку, пообещав президенту «осуществлять ряд экономических проектов, направленных на дальнейший рост уровня жизни на Чукотке». В течение 2003–2005 годов Абрамович продал свои пакеты акций в ряде крупнейших компаний, в том числе «Аэрофлота», «Русского алюминия», Красноярской ГЭС и «Сибнефти».
В конце 2006 года в британской прессе стали появляться сообщения о том, что супруга олигарха Ирина консультируется с адвокатами, специализирующимися на бракоразводных процессах. Абрамович тогда сам опроверг эту информацию, назвав ее «определенно неправдой». Яблоком раздора, как утверждают журналисты, стали фотографии миллиардера и бывшей подруги теннисиста Марата Сафина Дарьи Жуковой. Кроме того, по данным газеты The Sun, пара была замечена в парижской гостинице Fouquet Barrieres, номер в которой стоит 14 тыс. фунтов за ночь.
В марте 2007 года помощник российского миллиардера Романа Абрамовича Джон Манн подтвердил сообщения о том, что губернатор Чукотки разводится с женой. О сумме отступных официально сообщено не было, однако таблоиды выяснили, что Ирина могла получить 5 млрд из 11 млрд фунтов олигарха. Отмечалось, что развод был оформлен в России.
Настоящая жизнь российского миллиардера, впрочем, как и прошлая, покрыта тайной. В 2003 году, когда Абрамович стал владельцем лондонского футбольного клуба «Челси», его персона привлекла значительное внимание британских журналистов, которые пытались узнать все о «русском богаче». Распространялись слухи о его богатстве, вооруженной охране из 40 человек и невиданной щедрости. Абрамович никак не реагировал на публикации таблоидов, лишь изредка появляясь на публике.
«Я не очень слежу за тем, что пишут про меня, но слежу за тем, что пишут о команде. Все-таки в английской прессе люди, которые пишут о футболе, понимают суть футбола... Если о команде пишут, что мы делаем правильные покупки, то это часть, которая для меня представляет интерес», – заявил как-то предприниматель в одном из своих немногочисленных интервью.
То, что Абрамович действительно редко общается с прессой, подтвердил автор опубликованной в Британии биографии Абрамовича Крис Хатчинс, отметив, что бизнесмен «вряд ли ненавидит что-то больше, чем быть объектом журналистского внимания».
Впрочем, тот факт, что Абрамович подчеркнуто неприветлив с журналистами, еще больше подогревает к нему интерес со стороны СМИ и публики – британцы уже почти признают его за своего. «Нам не известен никакой другой подобный случай, чтобы человек сделал такие деньги за такое короткое время и к тому же тратил их с таким размахом. Это производит впечатление на завсегдатаев стадиона «Челси» – «Стэмфорд Бридж». Когда он там появляется, трибуны поют «Калинку»… Он явно любит Лондон, но дело в том, что мы всем здесь рады. Однако раз ты приехал сюда, изволь играть по нашим правилам. А наши правила – мы должны знать, откуда у тебя деньги», – рассказал как-то автор документального фильма о Романе Абрамовиче Джон Суини.
После встреч с российским олигархом журналисты часто отмечали, что внешне он совсем не похож на того Абрамовича, которого рисует пресса. «Он очень тихий, – сказал как-то один из ближайших помощников Романа Абрамовича. – Застенчивый – вот, наверное, слово, которое его описывает».
Впрочем, также отмечалось, что российский миллиардер очень расчетлив и за неказистой внешностью скрывается настоящий стратег. «О человеке трудно судить, когда говоришь с ним на разных языках, но после интервью у меня складывается впечатление, что за внешней робостью Абрамовича скрывается довольно жесткая натура», – писал о нем корреспондент BBC Джефф Рэндал. Несколько раз олигарха даже сравнивали с американским режиссером Вуди Алленом за некоторую нелепость в образе. Считается, что в одежде олигарх предпочитает свободный стиль и не любит носить костюмы.
Сейчас Абрамович со своей подругой Дарьей Жуковой, которая подарила ему в 2009 году еще одного сына, живет в основном в Москве и в Лондоне. Олигарх признает, что британская столица – это то место, где бы он хотел жить за пределами России.
«Если бы мне пришлось думать, где бы я мог жить, если не в Москве, то Лондон был бы у меня на первом месте, а на втором – Нью-Йорк. В Москве мне более комфортно. Я привык к разным временам года; в Лондоне людям это понять нелегко», – сказал как-то он.
В своем первом интервью олигарх признался, что его успех основан на удаче – он оказался в нужном месте в нужное время. В последнее время олигарху приходится доказывать в лондонском суде, что все деньги он заработал самостоятельно. «Счастье купить нельзя, – сказал как-то Абрамович. – Некоторую независимость – да».