Политическая "крыша" Абрамовича

Российский бизнесмен Роман Абрамович дает показания в Лондонском суде уже восьмой день. В ходе заседания он обвинил Березовского в том, что тот в 90-е годы якобы обеспечивал политическую протекцию всему российскому бизнесу и получал за это миллионы долларов. Абрамович также рассказал о деятельности принадлежавшей ему компании «Сибнефть» и о своих личных и деловых отношениях с истцом.

Свои отношения с Березовским в 90-е годы Абрамович охарактеризовал как хорошие, но не тесные. «Я бы воздержался от использования слова «близкий». Он был просто другом», - сказал Абрамович, отметив, что понятие «близкий друг» имеет в России особое значение.

Абрамович также не согласился с аргументом истца, что без влияния, которое имел Березовский в середине 1990-х годов, в России якобы невозможно было делать бизнес. «Чтобы создать бизнес в России, он (Березовский) был мне не нужен. Чтобы создать такой крупный (как «Сибнефть») - да, в этом он очень помог», - цитирует ответчика РИА «Новости».

При этом, по словам Абрамовича, он в свою очередь выполнил все деловые обязательства перед Березовским, в том числе касающиеся «Сибнефти».

Абрамович настаивал, что его бизнес в начале 1990-х годов не пользовался никакой «крышей», но затем признал, что после приобретения в 1995 году «Сибнефти» протекция ему действительно потребовалась. «Физическую защиту иметь было необходимо, но к Березовскому я за этим не обращался... Мне нужна была политическая «крыша», но и от физической я бы не отказался», - сказал олигарх.

Он подчеркнул, что, хотя специально за физической протекцией ни к кому не обращался, ее смогли предоставить партнеры Березовского после начала их сотрудничества. В частности, речь идет о Бадри Патаркацишвили, чей авторитет защищал бизнес Абрамовича от криминального мира.

Ответчик сообщил, что, когда в 1995 году они с Березовским договорились о сотрудничестве, Абрамович пообещал в первый год заплатить ему за «поддержку» 30 млн долларов. В основном эти деньги пошли на содержание телеканала ОРТ, которым тогда активно занимался Березовский, а также на оплату личных долгов предпринимателя.

Абрамович заявил, что компании «Сибнефть» пришел бы конец, если бы ее акционером после 2000 года открыто стал Березовский. «Если бы акции были перерегистрированы на имя Березовского, компания была бы уничтожена, у нее бы не было будущего», - сказал предприниматель.

Абрамович заявил, что был категорически против того, чтобы в числе акционеров «Сибнефти» появился Березовский, он был готов в этом случае даже продать свою долю, только чтобы не иметь к компании никакого отношения. «Инвесторы не захотели бы связываться с компанией, чьим акционером являлась бы такая политически скандальная фигура, как господин Березовский», - заявил Абрамович в своих показаниях.

Кстати, в отличие от Березовского, старавшегося говорить по-английски, Абрамович отвечает на задаваемые ему вопросы по-русски. При этом он постоянно извиняется перед судьей и адвокатом Березовского за то, что не понимает последнего даже с переводом. Он попросил адвоката не задавать сложных вопросов и разбивать их на несколько частей.

Допрос Романа Абрамовича продолжается.