Этот год запомнится нам не только пандемией и протестами, но и приятными событиями: в 2020-м отмечают 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена.
Австрия и Германия ведут многовековой спор по поводу национальной принадлежности маэстро: родился тот в немецком Бонне, но в 22 года перебрался в Вену и прожил там до смерти. Хотя дед композитора по отцу фламандец — на это намекает голландское «ван» в фамилии.
Весь мир знает Бетховена как гениального композитора, который, несмотря на прогрессирующую глухоту, изменил музыкальный ландшафт своего времени, оставив потомкам богатейшее культурное наследие.
Кстати любопытный факт: мотив из Пятой симфонии (тот самый «та-та-та-а-а-а-а-м!») напевает в своей трели мексиканский белогрудый лесной крапивник. А европейский черный дрозд щебечет вступление к рондо из скрипичного концерта ре-мажор.
За славой классика и гения многие забывают о масштабе личности Бетховена-человека. И здесь кроется много занятных историй, задокументированных друзьями, приятелями и другими причастными.
Людвиг ван слыл большим чудаком и нередко выступал как истинный мизантроп. Венская знать, однако, находила его грубоватые манеры и эксцентричность очаровательными. Многочисленные faux pas и дерзости всегда сходили композитору с рук. Окружающие считали своевольного виртуоза исключительно прелестным молодым человеком. Друзья-аристократы не просто терпели Бетховена, но и принимали активное участие в его жизни.
«В каком бы обществе он ни находился, он всегда своей импровизацией производил громадное впечатление на слушателей…Когда он кончал такие импровизации, то часто разражался громким смехом и издевался над состоянием, в которое привел своих слушателей… «Чувствительность прилична женщинам, у мужчины музыка должна высекать искры из души», — говорил он своим образным языком», — вспоминал ученик Бетховена К. Черни.
Говорят, однажды Бетховен прогуливался с Гёте в чешском Теплице. Последний пожаловался приятелю на непрекращающиеся приветственные поклоны прохожих. «Пусть это вас не беспокоит, ваше превосходительство, – ответил Бетховен, – Возможно, приветствия предназначены мне».
В повседневной жизни великий композитор ожидаемо был невероятно неуклюж, славился странностями в быту и выходками, граничащими с хамством.
Минимум 68 раз менял Бетховен место жительства: где-то освещение на лестнице оказывалось слишком тёмным, в другом месте вода слишком холодной, а где-то композитору не нравился кофе. И ещё о кофе: гений был большим поклонником этого напитка и всегда собственноручно отсчитывал 60 (64, согласно некоторым источникам) идеальных зёрен на свою утреннюю чашку. Особенно внимательно он делал это, когда принимал кого-то в гостях.
«Как насчёт чашечки кофе прежде чем выйдешь вон отсюда?» — осведомился как-то раз Бетховен у своего секретаря Антона Шиндлера. Антон сам старательно записал эти слова своего босса, после того как предусмотрительно убрался по его совету.
Странные ритуалы с водой тоже описаны в многочисленных биографиях и мемуарах: говорят, для вдохновения композитор окунал голову в ледяную воду или обливался ею весь. Из-за этого одежда часто была мокрой насквозь, и он подолгу ходил по комнате, не имея возможности нормально сесть за стол.
За принятием пищи Бетховен обожал читать: его личная копия «Одиссеи» вся была покрыта пятнами от кофе и свечного воска — это произведение композитор любил изучать в любое время суток.
Кроме того, биографы отмечают любовь Бетховена к сыру и салями, а также привычку съедать каждый четверг хлебный суп и яичницу из десяти яиц.
Трудный характер Бетховена отражался и на его отношениях с прислугой. Его дневники изобилуют записями наподобие «Кухарка сбежала от меня этим вечером» и «на протяжении нескольких дней вынужден питаться в Lerchenfeld».
Считается, что последними словами Бетховена были: «Как жаль! Слишком поздно». Относились они к доставленному вину, которым классику уже не пришлось насладиться.