Москва молодеет – сейчас фразу из фильма «Покровские ворота» понимаешь совсем иначе. Темпы строительства и преобразований в российской столице столь высоки, что не всегда успеваешь следить за всеми новинками. На месте старых домов вырастают современные кварталы, городские районы соединяют удобные и широкие магистрали, а станций метро и городских электричек стало так много, что даже бывалый москвич заглядывает в карту-схему.
Все эти изменения и новации стали возможны благодаря труду сотен тысяч и миллионов архитекторов, проектировщиков, строителей и других специалистов, объединенных в Стройкомплекс Москвы.
В этом году Комплексу градостроительной политики и строительства исполнилось 35 лет. Еще в 1988 году решением Совета министров СССР пять главков: Главмосстрой, Главмоспромстрой, Главмосинжстрой, Главмосмонтажспецстрой, Главмоспромстройматериалы – объединились в один Мосстройкомитет. Работники нового, объединенного учреждения, активно занимались разработкой градостроительной политики, определяли вектор развития города, в ежедневном режиме улучшали условия жизни каждого москвича.
Однако наиболее заметные и даже революционные события произошли в Москве за последние 12 лет. Во многом благодаря усилиям Стройкомплекса российская столица стала не просто главным городом страны, но и одним из мировых мегаполисов, по праву соревнуясь, а нередко и превосходя, крупнейшие города планеты.
Помимо важных, но совершенно естественных и необходимых изменений в транспортной, инженерной и жилищной системах города, в Москве за последние годы появился ряд уникальных объектов и сооружений. Эти стадионы, театры, мосты и другие постройки стали настоящими «приманками» для туристов и любителей селфи.
Рассказываем о наиболее заметных градостроительных проектах Москвы: транспорте, парках, стадионах и набережных.
Парки и культурные объекты
Парк «Зарядье»
С заброшенной площадкой снесенной гостиницы «Россия» у стен Кремля, казалось, смирились самые активные градозащитники, но не Стройкомплекс Москвы. Понимая, что у проектировщиков и архитекторов нет права на ошибку, никто не спешил со строительством на этом месте. Совершенно точным и, как стало понятно сегодня, единственно верным решением стало создание здесь ультрасовременного парка – многофункционального общественного, способного принять и народное гулянье, и фестиваль, и вечер классической музыки.
Сегодня это современный парк для отдыха, развлечений и получения знаний, созданный лучшими архитекторами, инженерами, ландшафтными дизайнерами и другими экспертами. Здесь природа и технологии, просвещение и развлечения, история и современность соединяются и дополняют друг друга.
Главной особенностью парка стало то, что все его объекты «спрятаны» под ландшафтом. При этом зеленое пространство «Зарядья» не однообразное – здесь воссозданы четыре природные зоны России – смешанный лес, степь, северный ландшафт и луг.
Еще одной фишкой парка стал парящий мост, который представляет собой смотровую площадку протяженностью почти 245 м в виде латинской буквы V. Вылет консольной части составляет 70 м, а высота в самой центральной точке над гладью воды – 15 м. Две опоры моста у самого его основания разместились на территории парка, консольная же часть конструкции не имеет опор.
«Геликон-опера»
Театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана – один из самых известных и интересных культурных проектов нашего столетия. Театр размещается в бывшей усадьбе Глебовых – Стрешневых – Шаховских, однако к началу 2000-х оно не просто обветшало, а перестало отвечать современным условиям сценографии и не позволяло воплотить авторский замысел – иными словами, морально устарело. Архитекторам удалось совместить проект реставрации исторической усадьбы с возведением нового здания, отвечающего стандартам современного театра.
Так, существующему в усадьбе малому залу на 200 мест возвратили исторический облик, сохранили его уникальную акустику, восстановили лепнину. Во внутреннем дворе теперь расположено новое здание площадью 13,3 тыс. кв. м с большим зрительным залом на 500 мест.
Уголок дедушки Дурова
Обновленная Москва становится гостеприимной и комфортной не только для людей, но и для зверей. В 2022 году завершилось возведение новой сцены так любимого маленькими москвичами Театра зверей.
По своим возможностям эта постройка превосходит те, которые были в старом здании с точки зрения выступлений и количества зрителей в зале, а также по комфорту. В новом трехэтажном здании появилась сцена, выполненная в виде манежа диаметром 13 м, и 340 зрительских мест в форме полукруглого амфитеатра, разделенного проходами на три сектора.
Животные будут выходить на сцену через главный артистический проход шириной 4,2 м. Манеж окружен железобетонным разборным барьером, который позволит трансформировать зал из циркового в театральный.
Особое внимание уделено комфортному проживанию животных. В здании разместились помещения для содержания обезьян, собак, кошек, птиц, парнокопытных и крупных хищников, а также бассейны, оснащенные современной системой водоподготовки, для бегемота и ластоногих.
Московский зоопарк
Другой «звериной» стройкой Москвы стала реконструкция одного из самых популярных павильонов Московского зоопарка – «Ластоногие». На месте устаревшего павильона возвели трехэтажное здание с экспозиционной галереей для посетителей, боксами для животных, смотровыми и обзорными площадками, а также с помещениями для зоологической службы.
Площадь павильона удалось увеличить в три раза и привести объект в полное соответствие с современными нормами содержания морских животных. Основой павильона стал комплекс из пяти открытых круглогодично эксплуатируемых вольеров с соленой водой объемом более 9,5 тыс. куб. м и глубиной до 8 м. Теперь здесь могут комфортно жить три десятка обитателей морей и океанов: моржей, котиков, сивучей и других.
Также строители реконструировали пешеходный мост через Большую Грузинскую улицу, который связывает две части зоопарка, и своими легкими формами, напоминающими волну, ярко контрастирует с массивными бетонными объемами, имитирующими скальную породу. Такого эффекта удастся достигнуть благодаря декоративным ограждающим конструкциям из алюминиевых сплавов.
Стадионы и спортивные объекты
Москва всегда была спортивным городом – здесь проходили многочисленные чемпионаты Европы и мира по самым разным видам спорта и даже Олимпиада. Активная спортивная жизнь всегда требовала качественных, а порой и уникальных сооружений. Только с 2011 года в Москве реконструировали и построили почти 190 самых разных объектов физкультуры.
Важной вехой в спортивной истории Москвы стало проведение в 2018 году матчей Чемпионата мира по футболу. В ходе подготовки к мундиалю строители реконструировали десяток тренировочных полей, а также подготовили две арены самого высокого класса.
Украшением всего соревнования стал легендарный и самый крупный стадион России «Лужники». Арена прошла масштабную реконструкцию, превратившись в настоящий дворец футбола. Кстати, Международная федерация футбола (FIFA) признала реконструированную арену «Лужники» одним из лучших стадионов мира, а по видимости поля с трибун, по созданной системе безопасности – лучшим из лучших.
Преобразили и Лужнецкую набережную: здесь появились дорожки для бегунов, велосипедистов и роллеров. Набережную наполнили разнообразной инфраструктурой, начиная от пунктов проката спортинвентаря до душевых и камер хранения. Это сделало ее еще более удобной для любителей активного отдыха.
Получил свою арену и самый популярный футбольный клуб страны – «Спартак». Сегодня на месте заброшенного Тушинского аэродрома формируется настоящий спортивный кластер. Несколько позднее, вместо снесенного в 2012 году стадиона «Динамо» появилась суперарена, объединяющая под одной крышей футбольное поле, универсальную спортивную площадку, а также торговый и концертно-развлекательный комплекс. В 2016 году новую удобную арену получил еще один футбольный клуб – ЦСКА.
Не стоит забывать и о завершенной в эти годы реконструкции Гребного канала в Крылатском.
Транспортная инфраструктура
Жизнь любого современного мегаполиса в значительной мере зависит от доступности тех или иных сервисов, мобильности и скорости передвижения горожан, а значит, от уровня развития транспортной инфраструктуры. Российская столица в этом направлении за последние годы сделала огромный шаг вперед. Так, благодаря усилиям строителей Москва входит в тройку лидеров среди крупнейших мегаполисов мира по темпу прироста протяженности дорог.
За последние 12 лет в городе появилось свыше 1200 км качественных, а также свыше 350 мостов, тоннелей и эстакад. Такие темпы строительства позволили предотвратить «самозапирание» московских дорог в сплошную пробку.
Настоящей кровеносной системой Москвы стал метрополитен – начиная с 2011 года в городе было построено почти 170 км линий метро и порядка 80 станций. Кроме того, для обслуживания поездов было возведено и оборудовано 11 электродепо. Таким образом, сеть московской подземки за это время увеличилась в 1,5 раза. Главной премьерой метростроения стал запуск Большой кольцевой линии – самой протяженной в мире подземной линии.
Не менее важной частью транспортного развития мегаполиса стало формирование системы радиальных железнодорожных диаметров – МЦД. Это целая сеть связанных маршрутов, которые объединяют формат пригородных электричек и столичного метрополитена. Свою лепту в улучшение транспортной ситуации внес и проект Московского центрального кольца – железнодорожной линии, располагающейся вблизи центральной части города.
Набережные Москвы-реки
На протяжении долгих лет прибрежные зоны Москвы были застроены заводами, фабриками, складами и другими производственными объектами. Изменившийся к обустройству городских территорий подход позволил раскрыть столичные набережные во всей красе.
Только за последние 11 лет строители привели в порядок и реконструировали более 80 км набережных. А сегодня уже утверждены планы по преобразованию еще 60 км участков, расположенных вдоль рек.
Новая Москва
1 июля 2012 года к Москве были присоединены новые территории, благодаря чему площадь столицы увеличилась в 2,5 раза. За прошедшие годы Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) буквально преобразились, более того, именно эта часть города демонстрирует самые высокие темпы градостроительного развития.
Сегодня разрозненные населенные пункты и некогда деревенские пейзажи обретают облик комфортного и благоустроенного города. Одним из приоритетов формирования городской среды в Новой Москве стало удобство для человека. Именно поэтому строители руководствуются здесь принципами полицентризма и комплексности. Как следствие, ТиНАО для проживания и работы выбирают в основном молодые люди 26–35 лет (44% покупателей жилья). Кстати, 70% всех, кто сюда переезжает, – семьи с детьми.
Подробнее о проекте можно узнать на официальном сайте Стройкомплекса Москвы.