Когда именно первые переселенцы из России добрались до Лазурного берега, неизвестно, но вот уже 150 лет русская культура – неотъемлемая часть этого региона.
150 лет истории
Первым знаменитым русским в Ницце стал Николай Гоголь. Он поселился в городе за 13 лет до того, как на юг Франции уехала вдова Николая I, открывашая для русской знати прелести Лазурного берега.
«Ницца — рай; солнце, как масло, ложится на всем; мотыльки, мухи в огромном количестве, и воздух летний. Спокойствие совершенное. Жизнь дешевле, чем где-либо... Я продолжаю работать, т.е. набрасывать на бумагу хаос, из которого должно произойти создание «Мертвых душ», – писал Жуковскому восторженные письма Гоголь.
Живший в это время в Ницце Александр Герцен опубликовал одну из самых известных своих работ «О развитии революционных идей в России».
Вторая половина XIX века стала временем экспансии высшего российского света на Лазурный берег, включая августейших особ.
В 1865 году в Ницце скончался наследник цесаревич Николай. Его отец, Александр II, выкупил парк с особняком, в котором умер его сын, — на этом самом месте позднее Николай II выстроил собор Святителя Николая Чудотворца (Cathedrale orthodoxe russe Saint-Nicolas).
Храм был освящен в 1912 году, улица, ведущая к нему, до сих пор называется авеню Николая II.
Еще сто лет назад путеводители Лазурного берега гласили «Здесь много русских владений», а гостиницы рекламировали себя, уточняя, что именно их выбирает русская аристократия.
После 1917 года множество русских, пытающихся скрыться от большевиков, переезжают в Ниццу. Для многих из них Ницца была единственным городом, который они знали за пределами России.
Русский некрополь
Лучшим свидетельством русского следа на Лазурном берегу, помимо архитектуры и названий, является знаменитое кладбище Кокад, открытое еще в 1867 году. Сюда были перенесены останки соотечественников, похороненных в иных местах побережья.
Как известно, кладбище уравнивает всех, поэтому под плитами Кокад лежат десятки русских поэтов, писателей, политиков, военных, врачей, ученых, художников, композиторов, промышленников, журналистов и князей.
Среди них, например, Марк Алданов (урождённый Марк Алексадрович Ландау) – русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик. Был тринадцать раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Также здесь захоронен Владимир Семёнович Голенищев – русский египтолог, который владел 13 языками. Он был один из основателей и наиболее признанных авторитетов школ египтологии и ассириологии.
Конечно же, здесь покоятся многие деятели белого движения, среди которых и генерал Николай Николаевич Юденич.
Примерно в одно время с Кокад было открыто и кладбище Гран-Жас в Каннах, где также не сложно найти русские фамилии в компании известных французов. В честности, на нем захоронен Карл Фаберже. Кладбище считается международным и разделено на национальные сектора.
Русский мир Ривьеры
Сегодня на улицах Ниццы и Канн не составит труда встретить православные церкви, особняки потомков старинных русских родов, а также целые улицы, названные в честь выходцев из России. Однако это не только история. Услышать русскую речь на Лазурном побережье можно в самых неожиданных местах – от городских рынков до модных домов.
Согласно последним подсчетам, россиян на Лазурном берегу около 20 000 человек. По данным СМИ, более тысячи объектов недвижимости на побережье принадлежат выходцам из России.
Так, Роман Абрамович отреставрировал шато де Крое в Антибе, в «бухте миллиардеров». Особняк был построен для отрекшегося английского короля Эдуарда VIII, позже там проживала герцогиня Виндзорская, а потом – греческий миллиардер Онассис.
В Сен-Жан-Кап-Ферра – самом дорогом городе Французской Ривьеры, где расположено шато Ротшильдов, большая часть вилл принадлежит русским олигархам.