Кухня, равные права и смартфоны

Что изменилось благодаря немецкому дизайну

Сделано в Германии – значит качественно и красиво, встроенная посудомоечная машина – это удобно, у компании должен быть фирменный стиль… Сейчас с этими установками трудно поспорить. Однако о многих вещах, которые кажутся нам очевидными, еще сто лет никто даже не думал. И это не только мебель и техника, но и отношение к женщинам, и методики преподавания, и любовь к немецким товарам.

Материалы по теме

Репутация немецких изделий

Сейчас это кажется невероятным, но не всегда надпись made in Germany ассоциировалась с безупречным качеством. К началу XX века все гонялись за английскими и американскими товарами. Подъем собственного производства на высокий уровень стал для Германии вопросом национального значения.

Все началось с немецкого производственного союза Веркбунд, еще до Первой мировой войны объединившего дизайнеров и архитекторов. Главной задачей членов Веркбунда было через взаимодействие искусства, индустрии и ремесла улучшить среду обитания, добавить домам и производствам эстетики.  

Знаменитую школу Баухаус основал один из участников Веркбунда, Вальтер Гропиус.

Sailko. Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0

Символ Баухауса – настольная лампа, спроектированная Уильямом Вагенфельдом и Карлом Якобом Юкером, – воплощает главные принципы объединения искусства и ремесла. Лампа сделана из индустриальных материалов – металла и стекла. Светильник простой геометрической формы очень экономичен с точки зрения промышленного производства. Но при этом – красив.

Сейчас сочетание практичности и красоты – главное, за что немецкие товары ценятся во всем мире.

Фрагмент картины «Bauhaus Stairway» (1932). Оскар Шлеммер

Отношение к женщинам

Первый директор Баухауса Вальтер Гропиус как настоящий идеалист обозначил, что у людей обоих полов и разного достатка – равные возможности поступить в школу. И женщин среди учениц было немало.

В Баухаусе уделялось много внимания практической стороне быта. Здесь, в экспериментальном доме Хаус-ам-Хорн, появилась одна из первых в мире модульных кухонь, созданных по принципам эргономики.

Эту кухню спроектировала Маргаретта Шютте-Лихоцки. Позднее она создала функциональную «франкфуртскую кухню», призванную облегчить ведение домашнего хозяйства.

Закрепив все предметы на определенных местах и объединив их в единую композицию, Маргаретта проложила дорогу инновациям в сфере дизайна кухни. До сих пор немецкие кухни – это новейшие материалы и актуальные исследования в области гигиены и эргономики. А еще удобные и красивые бытовые приборы, спрятанные под единой столешницей, чтобы облегчить уборку.  

Техника Miele. 1958 год

Первую посудомоечную машину с возможностью встраивания под столешницу придумала немецкая компания Miele в 1963 году. Модель G45 изменила взгляд на мытье посуды дома: теперь это стало намного проще, к тому же, машина под столешницей не нарушала дизайн кухни.

Конечно, совсем избежать предрассудков эпохи не удалось даже Баухаусу.

После базового курса женщин ждали в основном в ткацких, гончарных и переплетных мастерских. Но были исключения. Марианна Брандт не только прошла курс в мастерской по металлу, но и впоследствии возглавила ее.

Общественные пространства

Когда вы приходите в уличное кафе, лекторий или любое другое общественное пространство, то скорее всего, сидите на стуле, выполненном с использованием стальных труб. Металл прочнее и более гигиеничен, чем дерево.

Первый такой стул Club Chair B3, вошедший в историю под названием «Василий» – в честь преподавателя школы Василия Кандинского – был создан в Баухаусе  дизайнером Марселем Бройером в 1925-м. По легенде, Марселя вдохновил его собственный велосипед.

Смартфоны и ноутбуки

Стив Джобс, Джонатан Айв и другие создатели Apple – настоящие продолжатели традиций Баухауса, которые верили в сочетание передовых технологий и продуманного дизайна. Известно, что Джобс и Айв восхищались дизайном продукции немецкой компании Braun.

Отдельные вещи, разработанные в школе, могут устареть и выйти из моды, но общие принципы – никогда.  

Техника Miele

«Главное в моей работе – это здравый смысл и умение адаптировать идеи и вещи из разных структур окружающего мира, использовать их функциональность и практическую пользу, – считает дизайнер интерьера и среды Ила Сорочкина. –

Эти аспекты профессии были замечены еще в начале XX века основателями школы Баухаус. Я постоянно руководствуюсь основными принципами школы в моей деятельности, но часто интеграция происходит незаметно. Например, можно вспомнить приборы для кухни и домашних прачечных фирмы Miele. Техника в целом, как известно, создана для упрощения операционных задач пользователей, но техника фирмы Miele еще и отражает принципы Баухаса: функциональность, удобство и красота.  Дизайнеры компании продолжают идеи дизайна школы: во внешнем виде отсутствуют украшения и орнаменты, которые не несут функциональной нагрузки. Miele явно следит за тем, чтобы в продукции были использованы самые последние достижения науки – это необходимо для поддержания технологического совершенства. Это тоже принцип Баухауса. Учение, объединившее сто лет назад искусство и ремесло, прямо сейчас, развиваясь и адаптируясь под новые реалии и законы времени, помогает мне делать мою работу», – продолжает Ила.

Преподавание

Школа произвела революцию в дизайнерском образовании благодаря новому междисциплинарному подходу.

Студент, до того, как приступить к специализации, изучал общий курс, призванный развить общее эстетическое видение, укоренить принципы сочетаемости цветов и композиции.

Вначале эти предметы преподавал Иоганнес Иттен. Без его книг «Искусство цвета» и «Искусство формы» до сих под не обходится ни один европейский художественный курс. Также на преподавание искусства и дизайна оказали огромное влияние другие преподаватели Йозеф Альберс и Ласло Мохоли-Надь. И, конечно, Гропиус и Брейер, которые продолжили преподавать в Гарварде и основали целую архитектурную династию.

Источник: https://www.bauhaus-dessau.de/

Графический дизайн

Хотя девиз «Форма следует функции» и принадлежит американцу Луису Генри Салливену, один немец пошел дальше и провозгласил: «Совершенство форм и функции».

Именно так звучит слоган компании AEG. Его придумал Питер Беренс, один из основателей Веркбунда.

В AEG Беренс занимал должность художественного директора, весьма необычную для начала XX века. По сути, он занимался всем: от проектирования заводских сооружений до дизайна вентиляторов.  В его мастерских начинали мэтры архитектуры: Вальтер Гропиус, Ле Корюзье и Мис ван дер Роэ. Двое из них стали директорами школы Баухаус.

Но, пожалуй, самое интересное, что Беренс создал первый в мире фирменный стиль. Вся продукция, упаковка, а также здания и рекламные щиты были объединены в одну эстетическую визитную карточку компании.

Влияние Баухауса на графический дизайн огромно. Недавно Adobe, разработчик программного обеспечения, в сотрудничестве с немецким шрифтовым дизайнером Эриком Шпикерманом оцифровал специальные шрифты Баухауса, чтобы отметить столетие школы.