Спустя год после одного из самых знаменательных событий в новой истории Шотландии возобновились разговоры о независимости. Проведя 18 сентября 2014 года референдум, местные сторонники независимости не смирились с поражением и начали активную пропаганду своих идей.
Стоит отметить, что упрекнуть их ни в чем не смогут ни шотландцы, ни Лондон. Националисты еще накануне референдума пытались донести до соотечественников, что нельзя верить обещаниям Лондона.
Как уже писал EUROMAG, накануне референдума над резиденцией Дэвида Кэмерона появился флаг Шотландии. Кроме того, в Эдинбург отправились несколько ключевых чиновников британского правительства, а сам Дэвид Кэмерон призвал шотландцев «не разрушать бесценный союз».
«Если Соединенное королевство распадется, оно распадется навсегда. Поэтому ваш выбор очевиден: прыжок в темноту с голосом «за» или светлое будущее для Шотландии с голосом «против», - заявил премьер накануне голосования.
В борьбу за единство страны включились и лондонские экономические и политические эксперты, которые обрушили в СМИ волну самых плачевных для Шотландии прогнозов. По их данным, Шотландии грозит экономический и политический кризис, снижение уровня жизни, а также частичная изоляция.
Министр финансов Британии заявил, что, если население выскажется против независимости, то Шотландии будет предоставлена большая экономическая самостоятельность.
«В ближайшие несколько дней вы увидите план действий, предоставляющий больше полномочий Шотландии, - отметил Осборн. - В частности, больше свободы в сфере налогов и расходов, а также в социальном обеспечении».
Тогда шотландцы поверили Кэмерону, который наобещал широкую финансовую и политическую автономию, включающую даже собственные вооруженные силы. Но, как говорится, обещать не значит жениться.
Как только референдум был завершен, а голоса подсчитаны, Кэмерон заявил, что сначала надо разобраться с насущными делами, в число которых входил и вопрос о будущим Британии в ЕС.
Тогда многие возмутились, что премьеру внешняя политика важнее данных им обещаний, касающихся дел внутренних, но решили подождать. Тем более, что шотландцы ждать привыкли – подготовка к референдуму велась фактически несколько десятилетий.
Но прошел год, а Дэвид Кэмерон, ничего не решивший в делах Британия-ЕС, делает вид, что и не давал никаких обещаний. В итоге, шотландцы снова заговорили об отделении от королевства.
Глава Шотландской национальной партии, первый министр местного правительства Никола Стерджен заявила, что намерена включить пункт о самоопределении Шотландии в программу своей партии в преддверии региональных выборов в 2016 году. Это означает, что, отдавай голос за ШНП, местные жители обозначат и свое мнение по вопросу независимости.
По словам Стерджен, это важно для того, чтобы новый референдум имел гарантированный успех. Впрочем, она в успехе не сомневается. Если год назад 55% отказались выходить из состава королевства, то уже сегодня 53% хотят независимости.
Оппоненты заявили, что возможность отделиться должна предоставляться жителям северной части Великобритании лишь «раз в поколение». Но, как отметила Стерджен, ситуация изменилась, так как в век открытой политики шотландцы могут лично наблюдать лицемерие Лондона.
Она добавила, что, когда жители соглашались оставаться частью Великобритании, они надеялись, что Дэвид Кэмерон выполнит свои обещания и расширит полномочия региона. Однако премьер-министр ни только не сделал ничего, но и активно внедряет меры жесткой экономии.
К тому же, сами шотландцы не видят смысла лишний раз урезать себя в расходах. ВВП у них стабильно высокий, занятость выше, чем в остальных частях Великобритании, а зарплаты продолжают расти.
Интересно, что последней каплей, переполнившей чашу терпения шотландцев, стало намерение премьер-министра провести референдум о выходе Великобритании из ЕС. В Эдинбурге заявили, что, дав Лондону год, надеялись на успех дипломатии.
Сама идея референдума по выходу из ЕС шотландцев очень разозлила, так как они не готовы отдавать британцам права решать за Шотландию такие вопросы на общих референдумах. Эдинбург хочет быть в составе Евросоюза, об этом заявлялось неоднократно. В связи с этим, власти Шотландии четко обозначили свою позицию – если будет референдум по выходу Британии из ЕС, то аналогичный плебисцит состоится и в отношении союза Лондон-Эдинбург.
Если Лондон продолжит в том же духе, то второго шанса себя обмануть шотландцы ему вряд ли дадут. Они уже давно ждут своей независимости и, в отличии от других европейских регионов, охваченных сепаратистскими идеями, готовы к ней в полной мере. О многолетней подготовке Эдинбурга читайте в спецпроекте «Шотландия».