В январе этого года количество туристов из России, посетивших Швейцарию, превысило докризисный уровень. О том, какие стереотипы швейцарцы хотят переломить в России, что за клиенты прилетают за своими детьми в частные школы на вертолетах и как Швейцария чуть не стала безвизовой страной для россиян, в интервью главному редактору EUROMAGСергею Яковлеву рассказал директор офиса по туризму Швейцарии в России Йонас Эттлин.
– Эксперты Всемирного экономического форума в этом году признали Швейцарию самым конкурентоспособным туристическим направлением в мире. А российские путешественники согласны с экспертами ВЭФ – туристов из России по итогам прошлого года стало больше по сравнению с предыдущим годом?
– Рост был всегда. Конечно, кризис на эту тенденцию повлиял, но не только на Швейцарию. В прошлом году по сравнению с 2009 годом туристический поток из России вырос на 3% (468 тыс. ночевок). А в кризисный 2009 год у нас был зафиксирован спад на 0,5% (454 тыс. ночевок). Но 2010 год, несмотря на такой вроде бы небольшой рост, все равно оказался самым лучшим годом за последние лет десять точно.
– По этому году уже есть какие-нибудь цифры?
– Да, уже есть данные за январь 2011 года. И цифры очень радуют. Ведь январь составляет 20% от всего ежегодного объема. А по этому январю прирост составил 4,6% по сравнению с январем 2010 года (до 98,8 тыс. ночевок).
– Больше всего к нам едут, как мы их называем, индивидуалы. Это люди старше 30 лет. Они отдыхают у нас несколько дней. Индивидуалы приезжают к нам, например, по бизнесу. Проводят несколько дней на переговорах, а потом едут в другие швейцарские города отдыхать и набираться сил. Все больше и больше становится семейных поездок, то есть когда туристы из России едут к нам всей семьей. Например, сейчас, во время школьных каникул, очень большой поток семейных туров был зарегистрирован. Другая группа туристов из России – молодежь. Они, как правило, все организуют сами через Интернет, останавливаются в недорогих гостиницах и путешествуют несколько раз в году. Еще есть россияне, которые приезжают на выставки на 3–4 дня и на длительное обучение.
– По вашему опыту, можно примерно сказать, кто из этих групп составляет большую часть турпотока из России?
– Могу сказать только примерно, поскольку мы не ведем официальной статистики по характеру нашей аудитории. На мой взгляд, больше всего приезжает индивидуалов (40–45%), за ними идет семейная группа (25–30%), а уже затем русские, приезжающие на выставки (15%), за образованием (5%), и активная молодежь (10%). Правда, это деление достаточно условное, поскольку во всех группах могут быть представители из других групп.
– Вы работаете в России не первый год. Есть какие-нибудь стереотипы у россиян о Швейцарии, которые вы хотели бы развеять?
– Почему-то русские туристы не воспринимают Швейцарию как страну для шопинга. А зря. У нас представлены практически все известные мировые бренды, но при этом они намного дешевле. Можно найти магазины, в которых те же самые бренды стоят на 60–70% дешевле. Может быть, поэтому я свою одежду покупаю только в Швейцарии. (Смеется.)
– О чем еще не знают практичные русские туристы?
– Самая качественная, но при этом дешевая техника тоже продается в Швейцарии. На самом деле все легко объясняется. Специалисты считают Швейцарию тестовым рынком Европы, поскольку у нас представлены сразу четыре маркетинговые группы: французская, немецкая, итальянская и австрийская. Поэтому сначала новый продукт пробуют в Швейцарии.
– Есть еще один стереотип. Швейцария у большинства россиян ассоциируется больше с горнолыжным отдыхом. Что предлагает Конфедерация в летние месяцы?
– Мы хотим переломить этот стереотип. Ведь в Швейцарии можно прекрасно отдыхать и летом. Даже лучше, чем в других теплых странах, куда русские едут летом. Плюс Швейцарии в том, что летом у нас не так жарко, как в других странах, где днем невозможно выйти на пляж или улицу. Русским очень нравятся в Швейцарии гастрономические экскурсии, особенно винные. Я уже не говорю про большое количество фестивалей, концертов для любой аудитории, в том числе для молодежи, спортивные чемпионаты. Много уличных кинотеатров. Есть даже кинотеатры на воде. И, конечно, мобильная Швейцария.
– Что это такое?
– Это специальная программа для тех, кто хочет узнать нашу страну поближе и, возможно, с неизвестных ракурсов. Мы разработали специальную карту, где разметили самые привлекательные маршруты Швейцарии. Тур у мобильной Швейцарии найдется на любой вкус, будь то национальный маршрут через всю страну или небольшой вариант на один день. Для этого нужно сесть на горный или обычный велосипед, либо надеть ролики или коньки, либо отправиться в путь пешком или на каноэ. (Информацию о маршрутах можно посмотреть здесь)
– Этот вид отдыха для определенной аудитории. А для других групп туристов Швейцария может что-то летом предложить?
– Летний спа. Особенность этих процедур в том, что больше времени проводится на чистом воздухе. Есть горные маршруты с речками и лужайками, где отдыхающие ходят только босиком. Я, например, люблю иногда по Альпам босиком походить – заряжаюсь энергией. На других маршрутах туристам предлагают отдохнуть в древних хижинах, в которых зимой, конечно, не поживешь. А летом здесь готовят деревянные ванные с натуральными экстрактами.
– Говоря об отношении россиян к Европе, вы заметили, работая здесь в Москве, какие-нибудь новые тенденции?
– На мой взгляд, у россиян появился новый тренд в последние годы. Даже два. Во-первых, вы стали больше заботиться о своем здоровье, поэтому выбираете такие программы, которые вам в этом бы помогли. А во-вторых, желание дать своим детям не просто хорошее, а, главное, западное, в том числе европейское, образование. И здесь Швейцария в некоторых областях составляет серьезную конкуренцию другим странам.
– В каких областях?
– Например, у нас очень высокий уровень частных школ. Не зря нас выбирают весьма обеспеченные иностранцы, в том числе и россияне. Есть такие частные школы, в которых родители навещают своих детей по выходным на вертолетах.
– Где чаще всего можно встретить россиян?
– Самыми популярными на протяжении последнего времени остаются Женева (86,5 тыс. ночевок в 2010 году) и Цюрих (95,5 тыс. ночевок в 2010 году).
– Какие гостиницы предпочитают российские туристы, прибывающие в Швейцарию? Это в основном 4–5-звездочные отели?
– Так было раньше, поскольку начиная еще с 90-х годов туроператоры в России предлагали туры в Альпы по следующей схеме: 2–3-звездочные отели в Австрии, 3–4-звездочные – во Франции и 4–5-звездочные – в Швейцарии. Но поскольку сейчас правила диктуют не только турагентства, то в Швейцарию едут отдыхать и в трехзвездочные хостелы. Честно скажу, что у нас не было бы такого роста, если бы ездили только те, кто может позволить себе пятизвездочные гостиницы.
– Сколько в среднем тратят россияне в Швейцарии? Изменилась ли эта сумма за последнее время?
– Частично ответ на этот вопрос лежит в предыдущем ответе. Поскольку турпоток в Швейцарию увеличился, в том числе благодаря среднему классу, то общая статистика трат пошла вниз. Например, в 2006–2007 годах русские туристы тратили в среднем 400 франков в день (12,5 тыс. рублей). А уже в 2009–2010 годах эта сумма упала до 250 франков в день (7,8 тыс. рублей).
– Из чего складывается эта сумма?
– Сюда входят затраты на гостиницу, на питание, на скипасс и на все остальное. Приведу пример. Приезжает группа из 10 человек и снимает шале за 4 тыс. франков в неделю (3,1 тыс. евро). Соответственно, на человека получается 57 франков в день плюс 50 франков скипасс плюс 50 франков еда и на все остальное порядка 100 франков. И таких дружных русских компаний немало.
– Россия сейчас активно ведет переговоры с ЕС об отмене виз. Швейцария хоть в Евросоюз не входит, но является членом Шенгенской зоны. Как вы относитесь к отмене виз с Россией?
– На мой взгляд, визовый режим изжил себя и его нужно было отменить еще 10 лет назад. Ведь есть новые технологии, компьютеры, базы данных, которые помогают таможенным службам проверять человека один раз при пересечении границы по паспорту. Я вам расскажу больше – Швейцария почти отменила визовый режим с Россией в 2008 году. Но в конце 2008 года мы вошли в Шенгенскую зону, и теперь мы потихоньку все начинаем сначала.
– И уже есть результаты?
– Да, в прошлом месяце вступил в силу договор, который был подписан еще в сентябре 2009 года, об облегчении визового режима между нашими странами. Теперь виза для россиян подешевела на 25 евро и стоит вместо 60 евро 35 евро. Бизнес-визу сейчас можно сделать на пять лет, а раньше это было возможно только на год. Для ряда категорий, например для студентов, политиков, журналистов, виза бесплатна. И время оформления документов сократилось до трех рабочих дней.
– Как вы считаете, когда россияне реально смогут ездить в Европу без виз?
– Это вопрос политики, на мой взгляд. Есть ряд стран в Европе, которые против введения безвизового режима с Россией или они делают вид, что против, чтобы использовать эту карту в своих дипломатических играх. Поэтому этот вопрос лучше адресовать дипломатам, мне кажется.