Первый раз я попал в Неаполь десять лет назад: приехал из Рима на экскурсию на день. Из той поездки о городе у меня сохранились два воспоминания. Первое – заявление гида о том, что в Неаполе нет ни одной целой машины. Весь день, пока мы ездили по городу, я из окна автобуса рассматривал проезжавшие мимо автомобили, и гид оказался прав – у каждой были какие-то царапины, вмятины, потертости.
И второе, - Неаполь не самый дружелюбный к туристам город. «Если вас тут не обворовали в первые десять минут, то вам повезло», - сказала экскурсовод, как только мы впервые вышли в город из автобуса.
В плену стереотипов
Неаполь - это не только родина пиццы, но и Каморры – одной из крупнейших мафиозных группировок в мире. Говорят, что в отличие от своих южных соседей - сицилийской Коза Ностры, боссы Каморры не давали негласный запрет своим членам «не трогать туристов».
В июле этого года британский таблоид The Sun включил столицу Кампании в список десяти самых опасных городов мира. Неаполь оказался единственным европейским городом в рейтинге и встал в один ряд с венесуэльским Каракасом, сомалийским Могадишо и сирийской Раккой.
Сказать, что итальянцы обиделись – не сказать ничего. Комментаторы назвали составителей списка идиотами, мэр Неаполя заявил, что тот, кто написал такую чушь, очевидно ни дня не провел в Неаполе, а итальянское посольство в Лондоне предположило, что у журналистов The Sun случился солнечный удар, если они додумались сравнить Неаполь с Могадишо и Раккой. К слову, под давлением критики редакция The Sun позже убрала Неаполь из списка.
При этом официальная статистика благоволит городу: по числу зарегистрированных преступлений в Италии, Неаполь занимает только 36 место из 106-ти. А первые места, как это ни удивительно, достались северным городам – Милану, Римини, Болонье, Турину, Риму, Генуе и Флоренции.
Особый стиль
И, тем не менее, к очередной своей встрече с Неаполем я готовился основательно: часы, кольцо, цепочка и документы остались в сейфе гостиничного номера, в карманах – минимум денег и айфон (там была закачена карта города).
Все предосторожности оказались напрасными: мимо меня не гоняли подростки на мотороллерах, на меня не кидались попрошайки. Выйдя из узких улочек района железнодорожного вокзала на широкую магистраль Corso Umberto I, я настолько осмелел, что достал из кармана айфон и посмотрел карту. И опять ничего не произошло. Я в Неаполе уже почти час – и меня не ограбили.
Понаблюдав более внимательно за прохожими, я понял, что кроме меня тут не боится никто. Мужчины на ходу разговаривают по телефону, девушки носят сумки на плече, в ушах – серьги, на шее – цепочки. Идут, болтают, смеются…
Потом я немного присмотрелся к автомобилям: машин, на которых не было царапин или вмятин было более чем достаточно. Неаполь, бесспорно, изменился за десять лет в лучшую сторону. Оказывается, никакого «особого стиля» передвижения туристов по Неаполю нет: тут можно ходить также как, например, в Амстердаме или Париже.
Самое красивое метро
В обязательную туристическую программу в Неаполе входят Королевский дворец и Базилика Сан Франческо ди Паола на Пьяцца-дель-Плебишито, собор Святого Януария, который считается покровителем города, галерея Умберто I, построенная по образцу миланской галереи Виктора Эммануила, замок Кастель-Нуово, и, конечно же, пиццерия Da Michele (та самая из «Ешь, молись, люби»).
Но я бы посоветовал начать знакомство с Неаполем с метро. Во-первых, его почти стерильная чистота благотворно скажется на первом впечатлении от города, улицы которого не могут похвастаться таким же порядком. А во-вторых, неаполитанское метро легко заменит одновременно и археологический музей, и галерею современного искусства.
Например, над дизайном станции Universita (открылась в 2011 году) трудился Карим Рашид, поэтому интерьер в кислотных тонах и больше подходит под проведение дискотек. Кстати, после открытия станция оказалась в центре скандала: какой-то умник разглядел в колоннах, поддерживающих своды станции, профиль Муссолини.
На станции Salvator Rosa в центральном зале стоят врезавшиеся друг в друга автомобили Fiat 500, заботливо укрытые одеялами. Инсталляция называется «Метро безопаснее».
И, конечно же, станция Toledo. Ее открыли в 2012 году, а уже спустя два года американцы из CNN и британцы из Daily Telegraph признали Toledo самой красивой станцией метро Европы. Все дело в последнем эскалаторе (а их на станции 18), который увозит пассажиров «за облака». Оптическая иллюзия создается за счет уникального подсвечивания мозаики синим и серебристым светом.
Выход из метро именно на этой станции обусловлен не только эстетическим, но и практическим смыслом. Так мы попадаем на via Toledo – главную шопинг-улицу Неаполя. Здесь находятся магазины всех мировых брендов, а также торговая галерея Умберто I. А еще тут театр Сан-Карло – старейший в Европе.
Via Toledo упирается в Пьяцца-дель-Плебишито, где расположены Королевский дворец и Базилика Сан Франческо ди Паола, построенная по принципу римского Пантеона.
Тоннель с машинами
Сразу за Базиликой на улице Vico del Grottone, я предложу вам снова спуститься под землю – и мы попадем в одно из самых таинственных и интересных сооружений Неаполя – тоннель Galleria Borbonica («Галерея Барбоника»).
Этот подземный ход, длиной более километра и шириной в 12 метров, был прорыт в середине XIX века по приказу короля Фердинанда II Бурбона. Монарх очень боялся народных волнений, а потому хотел, чтобы в случае революции прямо из Королевского дворца вместе с армией он мог беспрепятственно добраться в порт и сбежать от рассерженных подданных.
Фердинанду тоннель так и не понадобился, но сыграл не последнюю роль в жизни города в XX веке. В 30-х годах судебная система Неаполя использовала его как склад конфискованных у контрабандистов автомобилей и мотоциклов. А во время Второй мировой войны от налетов авиации союзников в галерее укрывались жители Неаполя.
Проходы были настолько огромными, что там спасались целыми семьями, нянчили детей, обустраивали быт. Каждый неаполитанец, живший в то время в центре города, знал, что после того, как зазвучит сирена противовоздушной обороны, у него есть не более 10 минут на то, чтобы укрыться.
После войны о подземном ходе забыли: жители начали восстановление города, и вход в галерею был застроен и завален мусором. О ней забыли почти на 60 лет.
Тоннель нашли случайно только в 2000-х: там все также стояли автомобили и мотоциклы 30-х годов прошлого века, некоторые из них даже с регистрационными номерами, остались игрушки детей, которыми они играли во время бомбежек, и сохранилась посуда, где их родители готовили еду. Энтузиастам понадобилось несколько лет на то, чтобы привести галерею в порядок и открыть ее для туристов.
Здесь жил Клинтон
Выход из тоннеля обустроили на подземной парковке в районе, выходящем на побережье Неаполитанского залива. Сейчас это, наверно, самая респектабельная часть Неаполя. Своему возрождению этот припортовой район города обязан бельгийскому финансисту Оскару Меснилу.
В конце XIX века, во время визита в Неаполь, чтобы отдать дань красоте этих мест, он решил построить на набережной отель. Гостиница Grand Hotel Vesuvio открыла свои двери в 1882 году, и была самой роскошной для своего времени. Спустя два года в ней остановилась королева Швеции. Среди постояльцев были писатели Ги де Мопассан и Оскар Уайльд, а итальянский тенор Энрике Карузо называл отель «моим неаполитанским домом». Сейчас в его честь на девятом этаже открыт ресторан Caruso Roof Garden, откуда с открытой террасы открывается самый красивый вид на Везувий и залив.
Во время Второй мировой войны гостиницу разрушили, но в 1950-м отстроили заново – при этом добавилось два этажа. Первой знаменитостью, который остановился в новом отеле, стал президент Италии Луиджи Эйнауди. С тех пор за почти 70 лет в его номерах гостили, пожалуй, все голливудские звезды, европейские монархи и главы иностранных государств.
В 1994 году в Grand Hotel Vesuvio останавливался президент США Билл Клинтон, прибывший в Неаполь на саммит Большой семерки. Там же жили представители Франции во главе с Франсуа Миттераном, и хозяин саммита – премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Тогда же впервые в работе G7 участвовал и президент России Борис Ельцин, и после именно этого саммита политическая организация стала называться G7+1, а спустя четыре года превратилась в Большую восьмерку (сейчас, впрочем, она снова стала G7).
В том же 94-м году Grand Hotel Vesuvio приняли в ассоциацию The Leading Hotels of the World (LHW). Эта организация объединяет более 375 самых роскошных отелей в 75 странах мира. Причем, это не только большие гостиницы с миллионными инвестициями, принадлежащие мировым брендам. В LHW входят и небольшие отели, и частные острова, и замки, и бывшие монастыри. Главное - непревзойденный сервис для гостей.
Членов Ассоциации проверяют на соответствие самым высоким стандартам обслуживания по 800 (!) критериям. В LHW есть даже специальная группа тайных тестировщиков отелей, которые под видом постояльцев (бизнесменов, семейной пары или просто любовников) заселяются в гостиницу и проверяют все – от «мягкости» тапочек до «пухлости» одеяла. Пока вы читали этот текст, я уже отправил резюме в LHW на вакансию тайного гостя.
Сейчас via Partenope, в центре которой стоит Grand Hotel Vesuvio, - самая веселая набережная города. Многочисленные туристы до поздней ночи перемещаются из одного уличного ресторана в другой, которые расположены тут на первых этажах гостиниц. Тут же находится и одна из основных достопримечательностей города – Кастель-дель-Ово, или «Замок яйца». Эта средневековая крепость на острове, соединенном узкой насыпью с набережной, стоит как раз на том месте, где в VI веке до н. э. греческими колонистами был основан Неаполь.