В странах Западной Европы встретить объявления на русском языке сегодня можно не реже, чем на английском. Сайты многих отелей и магазинов уже давно имеют русские версии, а в туристических заведениях почти наверняка есть человек, владеющий русским языком.
В Италии в прошлом году даже вышел телевизионный сюжет о том, как ценят на Апеннинах наших соотечественников.
Не отстала от соседей и Франция, где на днях вышел 50-минутный фильм под названием «Лазурный берег: новый русский рай».
«Эксцентричные, роскошные, экстравагантные блондинки покоряют французскую Ривьеру, - комментирует первые кадры видеоряда автор репортажа. - На что они тратят деньги, на что похожи их приватные вечеринки?»
Шампанское, казино, ночные клубы и пляжи, на все это новые русские тратят за неделю в среднем 200 000 евро. На вопрос журналиста, как вы зарабатываете себе на жизнь, одна из отдыхающих улыбаясь, отвечает: «Я занимаюсь бизнесом. Это секрет», отмечает RFI.
«Все виллы расположенные здесь в двух километрах, которые отделяют нас от Монако, принадлежат русским, - рассказывает один из рестораторов. - Политики, бизнесмены, олигархи за последние несколько лет преобразили французскую Ривьеру так, что здесь уже говорят о «русской революции».
На яхтах, возле вилл и гостиниц висит чаще российский, чем французский триколор. Летом в ночных клубах Лазурного берега новых русских можно встретить там же, где Риану, Пэрис Хилтон, Памелу Андерсон.
Тор сюжета отмечает, что русские едут на Лазурный берег не просто отдыхать, они меняют юг Франции под себя. Уже даже мигранты из африканских стран, вытеснившие в свое время с этой территории значительную часть французов, отказываются соперничать с русскими, которые помимо покупки вилл, клубов и яхт, взялись уже и за культурную составляющую.
Жителей Ниццы уже не удивляет, что по воскресениям звучат колокола православного Свято-Никольского собора. «Нет мы находимся не в Москве, а на Лазурном берегу, - комментирует журналист. - Церковь была построена еще в начале двадцатого века. Тогда сюда приезжали русские аристократы. А сегодня Ницца привлекает новых русских не столько своей историей, сколько развлечениями».
В местных ресторанах обязательно есть меню на русском языке, и большинство официантов, если не говорят, то понимают русский язык.
Как отмечает автор, по вечерам на Лазурном берегу можно встретить «русские пробки», так как многие из тех, кто отдыхает днем на побережье Франции, ночную жизнь проводят в Монако. На паркинге возле ночных клубов машины стоимостью не менее 100 000 евро выстраиваются одна за другой.
На террасах шампанское льется рекой, в августе это самый продаваемый напиток. Официанты готовятся к большой вечеринке, раскладывая только на один стол 40 бутылок шампанского «Cristal», стоимость одной оценивается в 680 евро.
Покупают одни русские, практически везде здесь слышна русская речь. Бары, рестораны и ночные клубы Лазурного берега хорошо зарабатывают благодаря русским, поэтому им «под ноги стелют ковровую дорожку»- говорит журналист.
«Монако для русских – это как выехать из Москвы, чтобы поехать в Москву», - шутит владелец клуба в разговоре с одной из посетительниц. А на вопрос журналиста, знает ли он, чем зарабатывают себе на жизнь его клиенты, он пожимает плечами, а затем опять шутливо говорит: « Наверное, газ продают».
Некоторые не довольствуются только отдыхом, а приезжают на Лазурный берег и для работы. Одна из героинь репортажа купила в Каннах ресторан, в котором когда-то познакомилась со своим мужем французом. Она также стала акционером одного из самых престижных дискотек Лазурного берега. Три тысячи человек приходят в этот ночной клуб, чтобы потанцевать под музыку известного ди-джея Боба Санклера.
Журналисты отмечают, что многие русские очень подозрительно относятся к камерам и предпочитают не общаться с журналистами. Чтобы увидеть хотя бы издали владения новых русских, мэр города Сен-Жан-Кап-Ферра вместе со съемочной группой организовал морскую прогулку на катере местной полиции. Кстати, катер городу подарил проживающий здесь русский олигарх из Узбекистана.
Мэр показывает дома, когда-то принадлежавшие Элизабет Тейлор, Чарли Чаплину, Эдит Пиаф. Сейчас все это принадлежит русским. Познакомится с этими новыми владельцами у мэра города нет никакой возможности. Они живут у себя дома, с охраной и не интегрируются в жизнь города.
Агенты по недвижимости говорят, что десять лет назад здесь насчитывалось около 50 владений, принадлежащих русским, теперь их более 3000.