27-летний менеджер по связям с общественностью из Москвы Евгения Иванова знает, что экономический кризис может вот-вот нагрянуть. Но это вовсе не означает, что она должна снизить расходы. В этом году она уже потратилась на поездки на Шри-Ланку, в Австрию и Париж на пятидневный шоппинг.
Недавно она недавно купила новую машину Mercedes-Benz для своего мужа и планирует приобрести себе BMW, поскольку, по ее словам, «два мерседеса в семье не пойдут».
Россия, считает Иванова, еще не вернулась к докризисным, накачанным нефтедолларами временам, когда люди не считали свои деньги и могли спустить 30 000 рублей на ужин, да оставить хорошие чаевые. С другой стороны, страна и не переживает время жесткой экономии, пишет британская Financial Times.
В то время как цены на нефть вновь добрались до 115 долларов за баррель, опасения относительно того, что Россия может быть отброшена назад из-за кризиса в еврозоне, пока оставлены в стороне. Безработица стабильно находится на 4,9% – это самый низкий показатель в России за более чем за десять лет, реальные зарплаты растут на 10% каждый год. Хотя рост зарплат начинает замедляться, не похоже, что покупатели снижают затраты.
Растущие цифры переходят в хороший бизнес для продавцов. Например, сеть универмагов «Магнит» увеличила ежегодные продажи на треть в июле. Немецкий концерн BMW заявил об увеличении продаж машин в России на 30% в этом году по сравнению с 2011 годом.
Российский средний класс переключается с поездок в Турцию и Египет на более дорогие туры в Западную Европу и США, говорится в исследовании российского представительства Citibank. Банк прогнозирует, что русские в этом году потратят за рубежом примерно 50 млрд долларов, это на 20% больше, чем годом ранее.
Согласно прогнозам, экономика России вырастет на 3,5 - 4% в этом году. Однако, как пишет Financial Times, тенденция разбрасываться деньгами также говорит об исторически сложившейся привычке русских тратить деньги, пока они есть, вместо того, чтобы терять их во время падения фондовой биржи или при девальвации – и то, и другое случалось в РФ за последние два десятилетия не раз.
«Русские потребители не верят в будущее, они верят в сегодня, – говорит Олег Тиньков, глава банка «Тинькофф Кредитные Системы». – Мы любим тратить, мы любим покупать мерседесы независимо от того, можем ли мы это себе позволить».
Клиенты банка «Тинькофф», в большинстве своем, – тот самый средний класс, который тратит большую часть своих доходов. «К несчастью или счастью для экономики России, я не наблюдаю какого-либо режима экономии среди наших клиентов», – говорит банкир.
Тем не менее, в отличие от своих западноевропейских коллег, значительно меньшая доля россиян берут ипотечные кредиты из-за высоких процентных ставок. И для тех, кто не инвестирует в собственность, создается ощущение, что высококачественные товары могут стать одинаково безопасными инвестициями.
«Золото действительно в цене сейчас, фондовый рынок все время падает, – говорит Александр Простаков, 33-летний рекламный копирайтер из Москвы. – Я думаю, что из-за этого [неопределенности рынка] люди покупают больше автомобилей и других вещей, потому что никто не понимает, куда можно еще инвестировать».
Простаков признает, что предпочитает тратить на тусовки с друзьями, но старается и экономить, отмечая, что многие предсказывают политическую и экономическую нестабильность этой осенью в России.
«Когда русские захотят урезать расходы, они это сделают», – заверяет Михаил Бернер, глава потребительского кредитования Citibank Russia. В 2009 году объем выпуска кредитных карт банка упал в одночасье. «Но, похоже, что сегодня русские предпочитают иметь дело с кризисом только тогда, когда он постучит в их двери».
Иванова, менеджер по связям с общественностью, соглашается. «Когда тяжело работаешь, хочется пожинать плоды своих трудов», – говорит она. «Сейчас – как раз время, между двумя кризисами – когда еще получится насладиться ими? Если придет кризис, мы затянем пояса», – заверяет она.