Согласно опубликованному рейтингу ведущих вузов мира, российское образование повысило свой авторитет в международном научном сообществе, хотя ведущие отечественные вузы позиции потеряли.
Составители рейтинга использовали шесть основных критериев оценки: репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников вуза, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение к выпускникам среди работодателей, а также относительная численность иностранных преподавателей и студентов.
В ходе подготовки рейтинга было опрошено более 46 000 академических экспертов, 25 000 работодателей, аудировано более 2 500 университетов, 729 вузов отрейтинговано.
В результате этого глубокого анализа, в рейтинге сменился лидер. Впервые его возглавил Массачусетский технологический институт (MIT). По мнению авторов рейтинга, рост MIT совпадает со смещением акцентов в сторону науки и техники.
Тем не менее, европейские вузы не выпали из тройки лидеров. Лидер 2011 года – Кембриджский университет остался на втором месте. Тройку замкнул Гарвардский университет.
Четвертым стал Университетский колледж Лондона, на пятом оказался Оксфорд. Британский Королевский колледж стал шестым. Лишь на седьмом месте оказался извечный конкурент Гарварда – Йельский университет. Далее расположились университет Чикаго, Принстонский университет и Калифорнийский технологический институт.
Стоит отдельно отметить, что лидеры российского образования – МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – остаются в рамках одной группы, как и в прошлом году. МГУ находится на 116 месте (112 в 2011 году), СПбГУ – на 253 месте (251 в 2011 году).
Также потеряли ряд позиций Томский госуниверситет – 580 место (474 в 2011 году), Казанский федеральный университет – 663 место (603 в 2011 году) и Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского – 719 место (696 в 2011 году). По мнению авторов рейтинга, главной причиной этого стало уменьшение цитирования.
Однако, несмотря на это, рейтинг российского образования несколько повысился за счет прорывов, совершенных рядом вузов.
Так, МГТУ имени Баумана поднялся на 27 позиций и занял 352 место в мире. Новосибирский госуниверситет поднялся вверх на 29 очков и занял 371 место. МГИМО на 367 месте (389 в 2011 году), Томский политехнический университет – на 567 месте (607 в 2011 году).
Впервые получивший возможность рейтингования после слияния Уральский федеральный университет смог оказаться в пределах одной группы со своими предшественниками: 450-500 место. Также продолжают подъем РУДН – 537 место (600 в 2011 году) и Высшая школа экономики – 542 место (564 в 2011 году).
Впервые в рейтинге появились Российская экономическая академия имени Плеханова (768 место) и Дальневосточный федеральный университета (692 место).
«Я рассчитываю на тесное сотрудничество с ректорами, министерством образования и науки России и другими заинтересованными сторонами для обеспечения поручения президента Путина о пяти вузах в топ-100 к 2020 году. Если это не будет достигнуто, то, по крайней мере, вузы придвинутся ближе», – считает региональный директор QS.
«Российские университеты только недавно начали активно включаться в процесс интернационализации, который, кстати, давно уже стал устойчивым глобальным трендом. В этом смысле можно сказать, что мы только в самом начале пути», – поделилась своим мнением с РИА «Новости» проректор по программному развитию МГИМО Александра Худайкулова.
Однако, по ее мнению, в абсолютном значении позиции российского образования все еще недооценены.
По ее словам, по целому ряду показателей, как, например, публикационная активность и цитируемость в ведущих мировых изданиях, российские технические вузы более узнаваемы на международной арене. Труднее приходится гуманитарным университетам.
Г-жа Худайкулова отметила, что задача, поставленная президентом, – попасть пяти вузам страны в первую сотню к 2020 году – вполне реальна, однако, чтобы бороться за первые строчки, нужно время и фундаментальные изменения на уровне школьного и дошкольного образования.