В пригороде Парижа есть место русской силы – кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь похоронены около 15 тысяч русских эмигрантов, в том числе выдающиеся писатели и государственные деятели. Все началось в начале 20 века, а точнее в 1927 году, когда здесь стали хоронить пансионеров Русского дома престарелых, основанного княгиней Мещерской.
Год от года русских могил становилось все больше. Для отпевания умерших на кладбище был построен православный храм Успения по эскизам архитектора Альберта Бенуа. По стечению обстоятельств Бенуа и его жена были похоронены именно здесь.
Помимо русских могил здесь есть захоронения представителей других национальностей, но кладбище все равно уже в народе именуют русским.
Конечно, оно не такое известное как Пер-Лашез (на котором, кстати, также имеются могилы наших соотечественников). Но для места паломничества по «русским местам» – это самый подходящий вариант.
Несколько раз вставал вопрос о сносе кладбища из-за просроченной аренды на землю. Но эту проблему решило российское правительство, выделив 692 тысячи евро на содержание участков. Таким образом, эти деньги покроют аренду вплоть до 2040 года.
Как уже упоминалось выше, на кладбище были похоронены многие известные русские писатели, поэты, художники и общественные деятели. На Сент-Женевьев-де-Буа захоронен первый лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин вместе с женой.
После революции и захвата власти большевиками, Бунин эмигрировал во Францию. Там он вел активную деятельность: выступал на конференциях, читал лекции и писал свои лучшие произведения. Таким образом, он стал одной из самых главных фигур русского зарубежья.
Лето Бунин проводил в основном на юге Франции, где снимал виллу в Грасе, а в остальном – жил в Париже, в 16 округе на rue Jacques Offenbach, 1 (на доме можно найти мемориальную доску). Здесь же он и скончался в 1953 году, после чего был похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа.
На кладбище также можно найти могилу Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Они, как и Иван Бунин, входили в русский кружок эмигрантов в Париже. Интересно, что Гиппиус и Мережковский сняли квартиру на rue Colonnel-Bonnet (тоже 16 округ) еще в 1911 году. Поэтому, после революции в 1919 году они переехали в Париж с меньшими проблемами, так как им хотя бы не пришлось искать приличное жилье.
Помимо них на кладбище покоятся останки поэтессы Надежды Тэффи, Ивана Шмелева, Петра Струве, художницы Зинаиды Серебряковой, писателя Гайто Газданова, Александра Галича, Алексея Ремизова и живописца Константина Коровина.
На кладбище находятся могилы не только писателей и художников. Оно также хранит память исторических событий: здесь был воздвигнут памятник участникам белого движения. На кладбище похоронены такие яркие личности, как генерал Врангель, Колчак, а также матросы императорского флота, казаки…
На Сент-Женевьев-де-Буа также установлен мемориал русских участников французского Сопротивления, погибших во Вторую мировую войну.
Особо на кладбище выделяется могила артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуриева, который в 1961 году во время гастролей отказался возвращаться в СССР и остался в Париже. После этого он танцевал в Королевском балете Ковент-Гарден и быстро приобрел мировую известность. Несколько лет он был директором балета Гранд-Опера в Париже.
В 1993 году он скончался от СПИДа и был похоронен на русском кладбище. Вскоре друг и коллега танцора, а также художник Парижской оперы Энцо Фриджерио предложил оформить могилу Нуреева с помощью восточного ковра.
Ведь артист балета коллекционировал ковры и даже брал некоторые с собой в гастроли.
Так, Фриджерио подготовил эскиз ковра, который точно воспроизводил один из любимых ковров Нуреева. Произведение искусства было выполнено с помощью мозаики. Так что с расстояния действительно кажется, что могила покрыта ковром, настолько мозаика воспроизводит складки ткани.
На кладбище также похоронен режиссер и сценарист Андрей Тарковский, который умер в Париже в 1986 году. Вначале его захоронили в могиле есаула Григорьева, а позднее перенесли прах в новую могилу, специально выделенную мэрией.
Теперь над могилой стоит православный крест и выбиты семь ступенек, символизирующие семь фильмов Тарковского. На табличке выбита надпись: «Человеку, который увидел ангела».