В Центр Помпиду приехали Шагал и Малевич

В парижском Центре Помпиду открылась большая выставка русского авангарда, средоточием которого сто лет назад стал провинциальный Витебск. 

На этой экспозиции около 250 работ ключевых представителей витебского «передового отряда» — Марка Шагала, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, их учеников и соратников.

Выставка в Центре Помпиду рассказывает о четырех годах витебского авангарда, с 1918 по 1922-й, когда этот провинциальный город стал настоящей «лабораторией революции», сообщает RFI.

А началось все с того, что в свой родной Витебск в августе 1918-го вернулся Марк Шагал с мандатом уполномоченного по делам искусств. Эту должность Шагалу предложил нарком просвещения Анатолий Луначарский, с которым художник познакомился еще в Париже.

В военное время Шагалу выделили национализированный особняк, где к январю 1919-го он основал Витебское народное художественное училище (ВНХУ). Обучение было бесплатное, и живописи здесь учили даже выходцев из самых бедных кругов.

Вот как вспоминал об этом сам Марк Шагал: «В Витебск я возвращаюсь накануне первой годовщины октябрьской революции. У нас, как и в других городах, готовились встретить праздник, надо было развесить по улицам плакаты и лозунги. Маляров и мастеров по вывескам в Витебске хватает. Я собрал их всех, от мала до велика, и сказал: Вы и ваши дети станете на время учениками моей школы. … Все мастера — бородатые как на подбор — и все подмастерья принялись перерисовывать и раскрашивать моих коз и коров. … Рабочие проходили мимо с пением „Интернационала“. Глядя на их радостные лица, я был уверен, что они меня понимают. Ну, а начальство, комиссары, были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?»

«Ленин перевернул ее (страну) вверх тормашками, как я все переворачиваю на своих картинах», — писал художник, воодушевленный революционными преобразованиями. После февральской революции и окончательного упразднения черты оседлости Шагал стал полноправным российским гражданином и решил поработать в родном Витебске.

В своем народном училище Шагал объединил преподавателей и мастеров разных модернистских стилей и течений, работы которых выставили в Помпиду. На выставке и знамениты плакат «Клином красным бей белых» Эля Лисицкого, присоединившегося к Шагалу в Витебске. И супрематистские композиции Малевича, который тоже отправился в Витебск из Москвы, где во время гражданской войны были перебои с продовольствием и дровами.

«Мы можем себе позволить роскошь „играть с огнём“, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до „правых“ включительно», — писал Шагал.

Но Малевич с Шагалом ужиться в Витебске все же не смогли. «Игры с огнем» закончились тем, что Шагал уехал в Петроград в 1920-м, когда Казимир Малевич «перетянул» к себе всех шагаловских учеников, создав в Витебске свое авангардистское объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), куда вошел и Лисицкий.

Был ли неизбежен разлад между Малевичем и Шагалом? Куратор выставки Ангела Ламп считает, что да, учитывая, что в маленьком городе в одном и том же училище оказались два крупных, очень талантливых и таких разных художника. 

Автор: Егор Филин