Как следует попетляв по серпантину, наш автобус наконец въехал в здание автовокзала. Добро пожаловать в Саас-Фе!
Мы выгрузились из него со всеми пожитками и, выйдя из здания вокзала на небольшую площадь, увидели очень странный микроавтобус с надписью «TAXI». Он совсем не был похож ни на одно такси, которое я когда-либо видел. Несколько потертый фургончик с бортами синего цвета, с большущими окнами на все четыре стороны.
«Это что за чудо-юдо, антиквариат?» – спрашиваем у Ромы. «Это, друг мой, обычный местный транспорт, на нем-то мы сейчас и поедем».
С незапамятных времен самым распространенным транспортным средством в Саас-Фе были мулы. По два раза в день, утром и вечером, местные жители отправляли и принимали караваны, навьюченные всякими полезными для них грузами – строительными материалами, продуктами и напитками, товарами народного потребления, туристами и их багажом.
Однако в 1951 году прогресс добрался и до этой закинутой высоко в горы деревни – из долины сюда построили автомобильную дорогу. Возможно, тогда диковинные «самодвижущиеся кареты», добравшиеся до Саас-Фе, чем-то сильно напугали горцев, а может быть, им, привыкшим к тишине и чистому горному воздуху, очень не понравились запах выхлопных газов, пыль из-под колес, шум моторов и сигналы клаксонов. Так, посовещавшись, местные жители постановили единогласно – автомобили в деревню не пускать! На въезде установили шлагбаум и по очереди стали нести дежурство.
Но то ли потом вообще без транспорта им приходилось тяжеловато, то ли мулы заупрямились и объявили забастовку против бессовестной эксплуатации – пришлось все-таки искать компромисс. И он был найден в виде электрических автомобильчиков! Будучи по своей природе людьми обстоятельными и добросовестными, местные жители, прежде чем связываться с электромобилями, сели и хорошенько обдумали это дело. Были приняты несколько правил, которые неукоснительно соблюдаются до сих пор.
Было решено, например, что никто в их общине не может иметь электромобиль в частной собственности. Чтобы купить такой полезный «электроприбор», необходимо получить разрешение у специального «министра транспорта» Саас-Фе. А он выдает их только тем, кому это действительно необходимо.
Большинство счастливчиков – обладателей электромобилей – хозяева отелей, но не всех подряд, а только тех, которые принимают гостей минимум 2000 ночей в год. Кроме них, на электрических авто рассекают работники супермаркетов и сотрудники специальных служб – почтальоны, полицейские и пр. Также не забыли и про общественный транспорт – сегодня в Саас-Фе есть 14 такси и 4 электробуса.
«Министр» ни за что не выдаст разрешение на покупку электромобиля, внешний вид которого напоминает какую-нибудь модель обычного автомобиля. Недопустимо, чтобы кто-нибудь на зависть соседям гонял на «феррари» или «мерседесе» на электрической тяге. Скромнее надо быть – так решили! И потому местные транспортные средства совсем не похожи на своих бензиновых собратьев.
Всего в Саас-Фе 270 электромобилей, и их количество практически не меняется. И дело не только в том, что для его покупки необходимо получить специальное разрешение. Несмотря на свой несерьезный вид, стоят эти «игрушки» совсем не дешево.
Самый маленький из них обойдется в 60 тыс. швейцарских франков, а самый дорогой стоит 120 тысяч. Производит их один-единственный завод в Швейцарии, и многие операции там делаются вручную. Именно этим и объясняется такая высокая стоимость. Заказы выполняются не быстро, новенький электромобильчик придется подождать около 5–6 месяцев. То, что швейцарцы делают руками, обычно работает хорошо и служит долго, поэтому местный транспортный парк обновляется нечасто и по улицам Саас-Фе деловито разъезжают почти что антикварные экземпляры.
Подзаряжать батарею электромобиля можно от простой электрической розетки. В этом он ничем не отличается от обычного мобильного телефона или ноутбука. Необходим только специальный адаптер, который имеется в комплекте любого авто! Полная зарядка длится 6 часов, хватает ее на 40–50 км пробега.
Погонять на такой машинке с ветерком не получится. Во-первых, скорость движения в Саас-Фе строго ограниченна – не более 15 км в час. Во-вторых, любой электромобиль в Саас-Фе так устроен, что быстрее на нем ехать просто невозможно. И исключений не делают ни для кого, даже для полиции и «всемогущего министра транспорта»!
Впрочем, поговаривают, что находятся умельцы, которые что-то там подкрутят, где-то «перекинут клемму», чтобы ехать хоть немного, но быстрее. Против этих хитрецов даже в такой маленькой деревне установлены «лежачие полицейские» и радары, измеряющие скорость. Нарушитель, если таковой найдется, будет вычислен практически моментально, и нарушение это ему обойдется очень дорого, а главное – будет очень стыдно…
Еще два раза в год, с мая по 10 июня и с середины октября по середину ноября, специальные разрешения на въезд в Саас-Фе выдаются строительной и грузовой технике, задействованной на каком-нибудь очень нужном строительстве. И наконец, есть еще один человек, которому обычный автомобиль полагается по работе, – это местный врач. Это не может вызывать никаких возражений.
Туристы, приезжающие в Саас-Фе, не смогут доехать на своем автомобили до дверей отеля. Ни за какие коврижки, ни за что и никогда! Исключений не делают ни для кого… Более того, даже если ты такой экологически сознательный и передвигаешься исключительно на своем собственном электромобиле, то и тогда нет ни одного шанса проехать за шлагбаум на легальных условиях – въезд разрешен только по пропускам. Если кто-то считает себя настолько важным господином и не представляет жизни без персонального транспорта, то для такого предлагается арендовать местное такси с водителем. И других вариантов не предусмотрено.
Так решили в Саас-Фе примерно 60 лет назад, и таких правил до сих пор придерживаются местные жители. И правильно – так гораздо дешевле, всем удобно и никому не обидно. Ну и самое главное – воздух чище!