Тандем-ски: спуск на кресле

Своя «цена» существует у каждого катания – синяки от незапланированного приземления, ноющие мышцы, снег, то и дело набивающийся под куртку. Но эти мелкие и нелепые неудобства не стоили бы и упоминания, если бы в Вилларе не выяснилось, что существует надежный способ их избежать – но не сидя в баре на горе, а с ветерком спускаясь по черной трассе.

«Меня зовут Жанотт Жиру, я инструктор по тандем-ски», – Жанотт снимает очки, и я заглядываю в глаза человеку, которому через минуту доверю свою единственную, пусть и застрахованную, шкурку. Глаза у Жанотт голубые, как утро над Швейцарскими Альпами, и такие же безмятежные.

«Вяжите!» – беспечно говорю я и сажусь в специальное кресло на полозьях. Жанотт прикрепляет меня к нему ремнями аж в трех местах, затягивает потуже и кивает на шнурок сбоку: «Это тормоз, можешь дернуть за него, если я буду ехать слишком быстро». «Вот еще», – думаю я.

Вообще-то тандем-ски изобрели для тех, кто по каким-то причинам не может кататься сам. Первыми пассажирами таких кресел были инвалиды – приспосабливать Виллар под их нужды начали около 10 лет назад, и сейчас почти в каждом заведении есть пандусы, большие туалеты и т.д. Потом аудитория тандем-ски расширилась за счет детей и стариков. Катание обычно длится час-полтора и стоит 55 франков. Жанотт подключилась к тандем-ски три года назад и проводит за этим занятием день-два в неделю. В остальные дни она работает в Лозанне в скорой помощи.

«Сложно было научиться?» – спрашиваю я. Все-таки спускать тяжелое кресло с горы – это не коляску катить по тротуару. Жанотт кивает и говорит, что именно поэтому специалистов по тандем-ски в Вилларе всего 10 человек. Все они когда-то тренировались друг на друге и только после сдачи экзамена получили доступ к клиентам. Причем курс обучения включал в себя не только практические занятия с креслом, но и медицинскую подготовку в области обращения с инвалидами.

Ощущение от первых секунд движения – как на американских горках перед первым резким уходом вниз: ничего еще не произошло, но уже очень страшно. «Только не быстро», – поколебавшись, прошу я. Следующий клиент Жанотт – Дима, он у нас фрирайдер, вот пусть и отдувается, а я хочу наслаждаться панорамой.

Пару раз мы все-таки рванули параллельно склону – признаюсь честно, так быстро на сноуборде я никогда не ездила и вряд ли осмелюсь. Но тормоз не тронула – просто забыла, что он существует. Жанотт же все было нипочем: она и на черные трассы с этим креслом ездит с клиентами посмелее моего. «I’m crazy, you know», – шепнула она мне напоследок. И улыбнулась Диме, садящемуся на мое место.