Финансовый кризис заставил жителей Европы внимательнее относиться к своим расходам, в том числе и в вопросе подарков. Как показали исследования, на новогодние подарки больше всего денег тратят испанцы. За ними следуют ирландцы, люксембуржцы и швейцарцы. Последние, к слову, предпочитают в целях экономии ездить за подарками во Францию.
В этом году испанцы готовы потратить больше на новогодние подарки, особенно полезные и по выгодным ценам. Как ни парадоксально звучит, но отчасти таким способом жители Испании реагируют на сложную экономическую ситуацию. Люди устали от финансового кризиса и хотят хотя бы раз в году забыть о нем и насладиться праздником вдоволь.
Этот год станет для Испании первым годом, когда рождественские продажи возрастут, хотя и ненамного. В этом году в среднем каждый испанец потратит €668 (что на €13 больше по сравнению с прошлым годом), хотя в среднем по Европе новогодние затраты упадут и составят не €589 евро, как в прошлом году, а €555.
Испанцы готовы сэкономить на товарах для дома, развлечениях и досуге, но не на еде, здоровье и образовании.
Также, впервые в этом году, список самых ценных подарков возглавят посещение спа и поездка за рулем автомобиля Porsche. В ответ испанцы хотят получить книги, одежду, деньги и путешествия, однако, 56% из них получат, скорее всего, духи и косметику. Большинство испанцев отправятся за подарками в большие торговые центры и гипермаркеты, хотя все больше людей предпочитают делать новогодние покупки по Интернету.
Несмотря на падение котировок и кризис евро, большинство жителей Германии предпочитают покупать подарки в долг. Количество, а главное – стоимость подарков, которые жители Германии намерены преподнести своим близким к Рождеству, не уступает прошлогодним показателям.
Больше половины немцев (66% опрошенных) предпочитают тратить на покупку презентов заемные деньги.
Этим способом пользуются в основном люди среднего возраста, от 40 до 49 лет. При этом в основном в качестве кредитора немцы выбирают банк. 12% жителей Германии предпочитают оплату покупок в рассрочку.
Более 31% французов заявили, что в этом году они собираются покупать больше подарков на Рождество в Интернете, чем в предыдущем. Средняя сумма, которую намерены потратить французы на рождественские подарки, составляет €270. Это на €60 больше, чем в прошлом году. 5% французов для совершения предпраздничных покупок намерены воспользоваться своим смартфоном.
Каждый год родители в Великобритании решили установить лимит средств, которые они могут потратить на ребенка. Социологический опрос, проведенный в Великобритании, показал, что в большинстве британских семей лимит будет установлен на уровне £112,5 (€131,4). При чем, эти деньги британцы намерены потратить на покупку не только главного подарка, но и различных мелочей, которыми обычно наполняют праздничные носки.
Эксперты по продажам говорят, что даже несмотря на сокращение расходов, покупать подарки своим детям будут даже британцы, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего. Продавцы игрушек, в прошлом году получившие от продажи рождественских подарок прибыль в размере £1 миллиард, ожидают, что в этом году самыми популярными подарками станут: электронный девайс, стоимость которого не будет превышать £80 (€93), и большой набор Lego стоимостью £92 (€106).
Бельгийцы все меньше доверяют подарочным чекам, поэтому отныне наличные деньги – самый желанный подарок на Рождество. В 10-ку лучших подарков этого года вошли также праздничный ужин в ресторане, билеты на концерт или в кино. Результаты опроса показали, что половина бельгийцев намерена подарить свои близким духи или косметику. Однако только четверть жителей страны хотели бы обнаружить под елкой именно такие подарки.
Что касается предполагаемых растрат, бельгийцы намерены потратить в этом году на праздники €574. Это первое повышение за последние 5 лет.
Довольно нестандартно к вопросу подарков в этом году подошли итальянцы. Многие жители Апеннин признались, что хотели бы на Новый год получить не определенные вещи, а услугу – например, услуги няни или уроки английского языка, мелкий домашний ремонт или помощь при поломке компьютера.
58% участников опроса сказали, что были бы рады подобному подарку, хотя 56% признали, что никогда не получали в качестве подарка услуги. По словам экспертов, в Италии становится модным не приобретать вещь, а «получать позитивные впечатления». 57% респондентов были бы рады получить домашние сладости, сделанные своими руками украшения и аксессуары для дома. Причем создатели самодельных подарков делают их не ради экономии (всего 6%), а потому, что им нравится создавать подарки собственными руками.
«Это меньше всего напоминает последние выходные перед Рождеством», – с горечью признает президент римского отделения Confesercenti (Конфедерации представителей коммерческих и туристических организаций и предприятий) Вальтер Джаммария.
По оценкам возглавляемой им организации, объем продаж в этом году уменьшится на 30–40% по сравнению с прошлым годом.
Согласно недавним опросам, все меньше итальянцев (17%) собираются провести новогодние каникулы (с 22 декабря по 6 января) вне дома. В прошлом году их число составляло 21%. Таким образом, 8 из 10 итальянцев останутся дома на Рождество и Новый год. Особенно это касается наименее обеспеченных слоев населения – рабочих, домохозяек, пенсионеров, безработных и членов многодетных семей. Среди них 31% утверждают, что у них нет на отпуск средств. 15% говорят, что цены в отелях слишком высоки для их возможностей. Для 23% важно провести свободное время со своей семьей.
Отмечается, что чаще всего итальянцы выбирают для новогоднего путешествия семью (40% опрошенных), особенно итальянцы в возрасте 35–44 лет. Молодежь предпочитает путешествовать со своей половинкой (27% опрошенных). 22% итальянцев проведут свой отпуск с друзьями. Единственные, кто решается провести Новый год в одиночестве, – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Больше половины итальянцев сказали, что готовы потратить на путешествие на Рождество не более €500.
Самым популярным местом для отдыха у итальянцев в Рождество остается Италия (62%). Наиболее часто итальянцы выбирают регионы Венето,Трентино-Альто-Адидже, Лацио и Тоскану.
Больше половины жителей Италии признались, что они ждут от новогоднего отпуска не развлечений, а расслабления. Всего 1% итальянцев сможет потратить на подарки в этом году более €1000. Для большей части жителей Италии (61%) общий бюджет, выделяемый ими на подарки, составит от €100 до €300. Это выяснилось после подведения итогов опроса, проведенного Национальной конфедерацией работников торговли (Confcommercio) совместно с Format.
Более того, 48% итальянцев предусмотрительно экономили в течение предыдущих трех месяцев, чтобы затем потратить деньги на Рождество и Новый год.
24% итальянцев будут пытаться ограничить предновогодние траты в пределах €100. Для 11,5% опрошенных траты составят €300–500. Отмечается, что меньше всего потратят молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет и жители центральных южных регионов Италии.
При этом 60% остаются верными расчету наличными, 20% заплатят кредитной карточкой. Популярнее всего для рождественского шопинга у итальянцев большие торговые центры (63%).
Какими бы своеобразными не показались итоги социологических исследований в разных странах, но все они сходятся в одном – с нарастанием кризиса в мировой экономике европейцы стали тратить больше денег на подарки. Видимо общая усталость от сложного года привела людей к недостатку положительных эмоций, который они очень хотят восполнить на Рождество.