С российского авиарынка уже фактически исчез главный конкурент флагманской компании «Аэрофлот». Каждый день сообщается об отменах десятков рейсов, а пассажиров частично уже перевозят другие авиакомпании.
Как сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, после банкротства «Трансаэро» пассажиропоток компании может увеличиться на 9 млн человек в год. Для сравнения, в 2014 году «Трансаэро» перевезла 13,2 млн человек, «Аэрофлот» - 25 млн пассажиров.
«По нашей оценке, «Аэрофлоту» достанутся 6-7 млн в лучшем случае, как группе - максимум 9 млн человек с учетом «Победы» и «России». На рынке ведь есть и другие авиакомпании, есть пассажиры не нашего класса», - сказал Савельев в интервью «Коммерсанту».
Помимо статистических вопросов, экспертов сегодня волнует также и ситуация с конкуренцией на рынке и стоимостью билетов. В целом, Савельев дал исчерпывающие ответы на данные вопросы.
По его словам, не стоит бояться увеличения доли «Аэрофлота» на рынке.
«Сейчас «Аэрофлот» занимает более 40%, с учетом падающего рынка. Действительно, существует боязнь того, что «Аэрофлот» вдруг станет доминирующей компанией, займет более 50% рынка, но посмотрите, что происходит за рубежом: Lufthansa имеет более 60% рынка внутренних перевозок, Air France - более 60%, испанцы держат рынок именно на этом уровне. - сказал Савельев. -Непонятно, чего все боятся? «Аэрофлот» абсолютно надежная компания, государство имеет в ней контрольный пакет».
Что же касается «Трансаэро», то Савельев заметил, что её уход оздоровит рынок и «частично компенсирует 40% избытка емкостей».
«Аналитики еще год назад говорили о том, что из-за кризиса 20-30% пассажиров, которых в прошлом году перевезли российские авиакомпании, вообще перестанут летать. Это так называемые одноразовые пассажиры. То есть рынок перегружен предложением емкостей перевозчиков», - отметил Савельев.
Гендиректор «Аэрофлота» отдельно отметил, что компания не будет поглощать бывшего конкурента. «Из всего парка «Трансаэро» нас будет интересовать не более 30-35 самолетов. Но пока мы не можем вести переговоры, потому что нет решения кредиторов, которые даже пытаются создать на базе «Трансаэро» новую авиакомпанию», - пояснил он, добавив, что 5-6 тысяч новых сотрудников компания готова взять.
Ответил Савельев и на вопрос, который волнует всех пассажиров, вне зависимости от ситуации с «Трансаэро» - когда ожидать дешевые билеты от «Аэрофлота». Он заявил, что оснований и мотивов для дешевых авиабилетов сегодня нет ни у кого из игроков рынка.
«Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка - это цены лоукостера «Победа», поскольку компания экономит на всем», - отметил он.
По словам Савельева, если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток. «Для компенсации недополученного дохода авиакомпания берет новые кредиты в банке, обещая вернуть деньги на растущем рынке», - указал он, напоминая, что такая политика может закончиться историей «Трансаэро».
«Сейчас мы говорим только о проблемах «Трансаэро», но вы думаете, что остальные не испытывают проблем? Тогда чего мы хотим добиться демпингом? Обрушить всю гражданскую авиацию страны? Если компании неплатежеспособны, не платят за керосин и, видимо, на всем экономят, в том числе на безопасности, то уже нужно задуматься о том, кто будет перевозить их пассажиров», - подчеркнул он.
Что касается пассажиров «Трансаэро», то, по словам Савельева, наиболее тяжелый график для «Аэрофлота» - до 15-20 октября, когда придется использовать самолеты бывшего конкурента. Тем не менее, он заявил, что все «пассажиры с билетами на руках вылетят».
«До 15 декабря мы перевезем 90-95% всех пассажиров «Трансаэро». Если вылет назначен на период после 15 декабря, то деньги пассажирам вернут в полном объеме, - добавил он.
В сентябре правительство решило спасти оказавшуюся в сложной финансовой ситуации авиакомпанию «Трансаэро», передав контроль над ней «Аэрофлоту». «Аэрофлот» должен был выкупить 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 рубль. Однако акционеры «Трансаэро» не консолидировали необходимый пакет акций к сроку, и 1 октября «Аэрофлот» отказался от оферты.
После этого Росавиация порекомендовала «Трансаэро» с 1 октября остановить продажу билетов. 5 октября «Аэрофлот» начал сообщать об отмене авиарейсов «Трансаэро». Эти рейсы выполняет либо «Аэрофлот», либо другие авиаперевозчики.
Авиакомпания запустила также сервис по проверке статуса рейсов на два дня вперед. Перевозка пассажиров «Трансаэро» рейсами «Трансаэро», «Аэрофлотом» и других авиаперевозчиков будет осуществляться до 15 декабря.
«Аэрофлот», группа компаний S7 и «ЮТэйр» 7 октября сообщили, что приняли решение о перевозке пассажиров «Трансаэро» самостоятельно, взяв оплату этих расходов на себя. Глава Росавиации Александра Нерадько объяснил это решение «авиационной солидарностью».