Начавшиеся в конце прошлой неделе массовые задержки вылетов самолетов авиакомпании «ВИМ-Авиа» закончились решением о полном прекращении чартерных перевозок.
Накануне были отменены 7 чартерных рейсов в турецкую Анталью, а также рейсы в китайский Хайкоу, Ереван и регулярные рейсы по России.
Рейсы по России, скорее всего, возьмут на себя другие авиакомпании, а вот как быть застрявшим в других странах клиентам «ВИМ-Авиа», пока не ясно. Сама компания заявила, что без дополнительного финансирования выполнять полеты не сможет.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), «ВИМ-Авиа» задолжала за обслуживание ее самолетов в общей сложности более 1 млрд рублей. Половину этой суммы, накопившейся за 4 месяца, предприятие должно своему базовому аэропорту Домодедово. Пока попытки урегулировать кризис неплатежей успехом не увенчались.
Кредиты авиакомпании также давать никто не хочет, так как по своим обязательствам перед финансовыми организациями «ВИМ-Авиа» также не платит уже 4 месяца. По данным АТОР, общая кредиторская задолженность предприятия оценивается в 3-10 млрд рублей, несмотря на сданную отчетность о финансовом благополучии.
Проблемы начались в тот момент, когда задолженность перед аэропортом «Домодедово» у авиакомпании достигла 500 млн рублей.Перевозчик принес извинения пассажирам за задержку рейсов и написал, что провел переговоры с партнерами и чиновниками, которые совместно с финансовыми организациями готовят план урегулирования ситуации. «В ближайшее время расписание рейсов нормализуется», — обещала авиакомпания.
Одновременно с проверками авиакомпании Минтрансом, отчетностью «ВИМ-Авиа» займется Следственный комитет, по данным которого, перевозчик продолжал продавать билеты, зная о невозможности исполнения обязательств.
Кроме того, в воскресенье Приволжская транспортная прокуратура сообщила о возбуждении административных дел в отношении компании и ее руководства в связи с долгами по зарплате, превышающими 206 млн рублей, сообщает ТАСС.
Стоит отметить, что проблемы авиакомпании не стали неожиданностью для представителей отрасли. Из-за систематической задержки рейсов от услуг авиакомпании планировали отказаться многие партнеры, в том числе власти Колымы. В апреле 2017 года лишь после вмешательства прокуратуры авиаперевозчик выплатил долг по зарплате 38 млн рублей.
В конце мая 2017 года задержки рейсов на десять и более часов приобрели массовый характер. Компания объясняла задержки несвоевременным возвращением самолетов с процедуры техобслуживания.
26 сентября «ВИМ-Авиа» прекратила оформление возврата уже купленных авиабилетов.
По подсчетам специалистов, из-за действий компании могут пострадать около 100 000 туристов. Правда, по оценке АТОР, все еще хуже - авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 000 пассажиров. То есть половина из них - организованные туристы, а еще около 100 000 - пассажиры без турпутевок.
Как рассказал директор по развитию сервиса путешествий OneTwoTrip Аркадий Гинес, с большой долей вероятности часть рейсов сможет выполнить «ВИМ-Авиа», часть — другие авиакомпании, а по части рейсов будет совершен возврат денежных средств в установленном порядке.
«Мы настоятельно советуем пассажирам, имеющим на руках билеты «ВИМ-Авиа», ждать официальной информации и следовать инструкциям от авиакомпании или агента, в зависимости от того, где они приобрели авиабилеты, - добавил он. - На данный момент мы приостановили выдачу рейсов «ВИМ-Авиа» в поиске до получения новой официальной информации. Все возникающие вопросы следует уточнять у авиакомпании или агента, у которого вы приобретали авиабилеты».
Туристический сервис Aviasales также закрыл доступ к билетам «ВИМ-Авиа». «Несмотря на сворачивание лишь чартерной цепочки и возможный перевод рейсов во Внуково, мы считаем необходимым ограничить дистрибуцию билетов, чтобы пользователи сервиса не столкнулись с вынужденными отменами, возвратами и задержками рейсов», - рассказал представитель сервиса.