- Андрей, когда и как вы поняли, что хотите стать пилотом?
- В раннем детстве я посмотрел на своего дедушку-пилота, который работал во Внуково. Он сначала был летчиком-бомбардировщиком, потом перешел в гражданскую авиацию.
Мой отец – конструктор в аэрокосмической отрасли – тоже в какой-то степени сыграл роль в выборе. Так что годам к 7 у меня сформировалось точное представление о своей будущей профессии. Впоследствии я в 14 лет поступил в Ейскую летную спецшколу, затем было Балашовское военное училище, служба в ВВС России, ну а потом, 10 лет назад, пришел работать в S7 Airlines.
Вообще династийность в нашей профессии действительно присутствует. Очень часто пилоты приходят из авиационных семей. Чтобы стать пилотом нужно все-таки определенное состояние души. Случайных людей среди нас нет, если такие и попадают – то в течение года они уходят. Это слишком тяжелая работа, ее нужно по-настоящему любить.
- А что это за состояние души?
- Летчики его сравнивают с детской болезнью – если один раз заболел, то навсегда (смеется). Это любовь к небу, самолетам, образу жизни в целом.
Лично я, приходя на работу, ловлю себя на мысли, что действительно получаю огромное удовольствие от нее.
- Какие требования предъявляются к пилотам?
- В первую очередь это, конечно, состояние здоровья. Любой молодой человек, приходя в летное училище, проходит первым делом довольно серьезную медкомиссию и психологическое обследование.
Также летное училище при приеме предъявляет серьезные требования к общим предметам. Ну и определенные стремления тоже необходимы.
- Расскажите, каковы действия выпускника летного училища?
- После окончания обучения он приходит в авиакомпанию и проходит переподготовку на самолетах данной авиакомпании. В S7 это занимает порядка полугода. В подготовку входит теоретическая часть, тренажеры, наземная работа с инструкторами, стажерские полеты и экзамен.
После этого он уже выходит как рабочий второй пилот. В нашей авиакомпании пилот сразу садится за Airbus 319 и 320, после 500 часов полетов, это примерно 8-9 месяцев, он проходит подготовку пилотирования Airbus 321 – это более сложная и тяжелая машина.
- Как часто вы летаете?
- Рядовой пилот обычно летает примерно пять дней в неделю. Лично я делаю около 3-4 рейсов, так как я еще преподаю в учебном центре авиакомпании. Нормой для пилотов является 80 летных часов в месяц, 800 в год. Максимально – 90 часов в месяц.
- Есть ли у вас разделения на международные и внутренние рейсы?
- Да, конечно. Когда пилот приходить работать в авиакомпанию, он летает на внутренних рейсах. После успешных полетов с инструкторами и прохождения квалификационных проверок он проходит спецподготовку и получает допуск к международным полетам.
- Как составляется расписание полетов? Вы можете вносить пожелания?
- Есть специальный отдел по планированию экипажа, составляющий расписание. Конечно, пилоты могут оставлять свои пожелания по рейсам. То есть конечно не так, что куда хочу, туда и лечу. Но если есть причина для полета в определенное место, то отдел это учтет. Например, если семья летит в отпуск, на море, и пилот сам хочет выполнить этот рейс, так почему нет?
В большинстве случаев эти заявки учитываются. Также у летчиков есть возможность заранее заказать себе выходные. У нас есть специальная программа, в которой мы за месяц можем отправить заявку на определенные даты.
Такая же ситуация с отпусками. Пилоты оставляют свои пожелания по отпускам в той же программе. У нас 70 суток отпуска в год, из которых 50 мы можем выбрать в предпочитаемые даты. А 20 суток авиакомпания предоставляет по мере необходимости летного состава: то есть зимой загруженность ниже - поэтому отпуск дадут с большей охотой.
Отпуск планируется обычно в сентябре-октябре на будущий календарный год. На самом деле это очень удобно, например, я свой июньский отпуск спланировал еще в январе, когда все было намного дешевле.
- Есть ли у пилотов преференции в покупке билетов?
- Да, у нас есть корпоративные билеты с льготной ценой. Раз в год я могу взять билеты для себя, жены и детей с гарантированным местом. Также я, моя семья, мои родители и родители жены могут взять билеты без гарантии места, то есть по наличию свободных мест. Если есть свободные места – их возьмут на рейс. Стоимость таких билетов, конечно, значительно ниже обычных.
- Остаетесь ли вы в других городах или сразу летите обратно?
- Есть так называемые эстафетные рейсы, когда пилоты выполняют рейс и остаются отдыхать в городе до следующего рейса, обычно это от одних до трех суток. У нас это рейсы в Братск, Улан-Удэ и Аликанте. Но большее число разворотных рейсов - когда мы прилетаем в город и через 40-50 минут летим обратно.
- Чем обычно занимаетесь в свободное время при эстафетных?
- В Аликанте, например, отличные пляжи, даже зимой там можно приятно провести время под солнцем. Красивый город, можно погулять. Когда у меня только родились дети, я больше любил поспать (улыбается).
- Наверное, среди пилотов идет борьба за эстафетные рейсы..
- Нет, все регулярно туда летают, никаких любимчиков, которые делают это чаще остальных, нет.
- Разрешено ли пилотам знакомиться на работе?
- Нам обычно все-таки немного не до этого, но правил запрещающих знакомства нет.
- Завязывались ли у вас романы со стюардессами или пассажирами?
- Лично у меня – нет. Но у нас много семей образовывается «на борту». И это не запрещено.
- Как вообще люди реагируют, когда узнают, что вы пилот?
- Обычно задают один и тот же дурацкий вопрос: а тебе не страшно летать? Ну, конечно, у многих моя профессия вызывает интерес. Как-то произошел забавный случай, когда дочка была в третьем классе. В школе у них было задание описать профессию своих родителей. На это дочка сказала: «Мой папа герой. Он летает в небе, он герой!» Да, кстати, она тоже хочет стать пилотом.
- Ничего себе! А много ли пилотов-женщин сейчас?
- В нашей компании их нет, но я знаю, что женщины летают в других авиакомпаниях. Так что это не исключительно мужская профессия.
- Что едят пилоты во время рейса?
- У нас отдельное питание, по качеству оно более насыщенное, чем в экономе, но не такое, как в бизнесе. Есть определенные требования по калорийности. Конечно, все зависит от аэропорта и его цеха, который предоставляет еду.
- Необходима ли вам виза для полетов?
- По закону мы имеем право 72 часа находиться в странах Шенгенского соглашения без визы. То есть в Аликанте мы летаем без виз. В остальном это зависит от требований страны. Все разворотные рейсы осуществляем без виз.
- Какие процедуры и проверки вы проходите перед полетом?
- Это досмотр, как и у всех пассажиров, медконтроль, обязательно перед каждым полетом, далее брифинг и процедура подготовки перед полетом. Мы получаем летную документацию, план полета, метеосводку, НОТАМ – последние изменения в аэродромах и трассах. После изучения и анализа информации пилоты уже идут готовить самолет к взлету. Обычно на подготовку уходит час, если рейс внутренний, и полтора - если международный.
- Повлияла ли катастрофа с Germanwings на работу пилотов в России? Изменились ли правила безопасности и проверки на психическое состояние?
- Ситуация, которая сложилась в том рейсе, у нас уже много лет невозможна, так как действуют строгие правила, регламентирующие выход летчика из кабины. В этом случае в кабину обязательно входит бортпроводник.
Кроме того, наша организационная структура построена так, что на 5-7 капитанов и 7-10 пилотов приходится пилот-инструктор. Три такие группы возглавляет старший пилот-инструктор. Пять таких летных ячеек по три группы составляют летный отряд. Поэтому всегда есть инструктор, который получает ежедневные отчеты о качестве выполнения полетов, знает о работе и состоянии каждого пилота. .
- Развейте, наконец, подозрения многих: выключаете ли вы телефон во время полета?
- Мы иногда сталкиваемся с проблемой помех в эфире во время полета именно из-за того, что телефон начинает искать сеть. Поэтому мы в кабине выключаем телефон всегда. Я обычно ставлю авиарежим.
- Как вы справляетесь с джетлагом и перегрузками? Можете дать советы, как улучшить свое самочувствие во время полета?
- Для нас это, конечно, не столь актуально, так как подавляющее число наших рейсов разворотные. Обычно мы продолжаем жить по московскому времени. Чтобы улучшить самочувствие во время полета, я обычно пью зеленый чай или кофе. Кто-то делает себе точечный массаж.
- До какого возраста можно летать? Какие есть варианты после того, как вы не захотите или не сможете летать?
- Это зависит от страны и авиакомпании. В нашей - капитанам можно летать до 65 лет. Конечно, после этого пилот может продолжить работу в наземных службах авиакомпании.
- Есть ли у вас какие-то профессиональные приметы или суеверия? Что-то вроде не мыть голову перед полетом.
- Ну например, пилоты никогда не пришивают пуговицы перед рейсом. Если увидите пилота без пуговицы, значит она у него оторвалась перед полетом.
- Почему часто пилоты так неразборчиво говорят в микрофон?
- Многие смущаются говорить в микрофон. Иногда просто пилот торопится. Ну, и не все пилоты обладают идеальной дикцией (смеется). Это ни в коем случае не пренебрежение - все понимают, что чем увереннее поговорил пилот, тем комфортнее будет пассажирам.
Был один случай с моим знакомым пилотом-армянином. Он должен был лететь в Ереван, и какая-то бабушка уже в самолете перед взлетом вдруг передумала лететь, сказав, что ей плохо. Ей предложили выйти из самолета, на что она сказала, что ей лучше. Затем снова передумала. Все это продолжалось минут 20. В конце концов, пилот на армянском по громкой связи сказал ей: «Бабуль, определись, летим или нет». На что она ответила: «А, в кабине армянин, тогда все нормально, полетели».
- Есть ли желание полететь куда-то в отпуск или устаете от перелетов?
- Я всегда летаю с удовольствием. В отпуск обычно летаю раз в год с семьей в Черногорию, а один раз в год в какой-нибудь санаторий в Кисловодске.