Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали бронирования авиабилетов и отелей в рамках зарубежных командировок по итогам 2022 года.
Эксперты пришли к выводу, что российский рынок бизнес-тревел продолжил восстановление после пандемии, однако география командировок и горизонт планирования существенно изменились на фоне геополитической ситуации. Спрос на авиабилеты за рубеж у деловых путешественников вырос в 2022 году на 73% к 2021 (-66% к 2019), объем бронирований зарубежных отелей вырос на 129% к 2021 (-27% к 2019).
Самыми востребованными зарубежными направлениями для перелетов стали Казахстан, Турция, ОАЭ, Узбекистан и Армения.
Средняя стоимость авиабилета на международных маршрутах в 2022 году составила 47 тысяч рублей в экономклассе, что на 63% дороже, чем годом ранее (+151% к 2019). Бизнес-класс на перелетах за рубеж в одну сторону в среднем обходился деловым путешественникам в 160 тысяч рублей (+37% к 2021, +63% к 2019). Доля авиабилетов бизнес-класса составила в прошлом году 12% (13% в 2021, 9% в 2019).
По сравнению с допандемийным периодом сократились сроки принятия решений по зарубежным командировкам: если в 2019 году 30% авиабилетов на зарубежных маршрутах приобреталась за неделю до вылета и менее, то в 2022 году доля таких билетов составила 43%, причем в марте этот показатель достиг 71%.
«Самые существенные изменения произошли в географии командировок. Резко выросла доля Турции, ОАЭ и Сербии, которые на фоне закрытия европейского неба стали для российского бизнеса удобными пересадочными хабами. Увеличилось количество командировок в страны СНГ и Азию, что говорит о росте деловой активности российского бизнеса в этих регионах», — прокомментировала Юлия Липатова, управляющий директор компании "Аэроклуб".
Лидерами среди зарубежных направлений с долей в 14% стали Казахстан (+100% к 2021 году, -16% к 2019) и Турция (+269% и -4% соответственно). Самыми востребованными направлениями для продолжения деловой поездки из аэропорта Стамбула стали внутренние рейсы по Турции (18%), перелеты в Германию (9%), Италию (8%), Францию (7%), Сербию (5%), Испанию (4%), Австрию (3%) и Израиль (2%).
Самый существенный прирост из зарубежных направлений показала Сербия (+428% к 2021 году, +210% к 2019 году). При этом спрос на перелеты в Сербию к концу 2022 года вырос более чем в 20 раз по сравнению с январем, а средняя продолжительность командировки достигла практически максимальных для зарубежных направлений значений: 12 дней в марте, 9 дней в апреле 2022.
При этом на авиакомпанию Turkish Airlines пришлось 63% от всех авиабилетов в Германию и Францию (из них 79% — с вылетом из России). На рейсах в Турцию эксперты зафиксировали рост стоимости авиабилетов на 60% на перелетах бизнес-классом (125 тысяч рублей), и в два раза в среднем подорожали авиабилеты в экономе — до 42 тысяч рублей за перелет в одну сторону к 2021 году.